У этой картины был первый вариант, отвергнутый духовенством как "неприличный". Матфей был, очевидно, писан со старика из простонародья, на первый план попали грубые босые ноги. Сомнительно выглядел и сам ангел. Картину приобрел банкир-коллекционер, а потом она попала в Берлинскую коллекцию, где погибла в апреле 1945. Сохранилась ее черно-белая репродукция:
Мученичество (на правой стене капеллы) художник переписывал трижды:
Это одна из первых его многофигурных композиций. Детали на вики-фото показаны все-таки лучше. Убийца:
Ангел:
Свидетели, лицо справа - автопортрет Караваджо:
Призвание ап. Матфея, на левой стене, пожалуй, самая выразительная из всех:
Сцена выглядит театрально, даже постановочно. Поток света, падающий со стороны вошедщих Иисуса и апостола Петра, заставлет "читать" происходящее слева направо. Иисуса почти не видно, его закрывает Петр, на темном фоне выделены только голова и рука, как будто бы "цитирующая" жест Создателя на фреске Микеланджело "Сотворение Адама" в Сикстинской капелле. Этот же жест повторяет мытарь Левий - Матфей, кот. только что подсчитывал выручку, собранную в виде налогов, а сейчас понял, что он - избранный.
Я не особенно люблю Караваджо, из-за его цветовой гаммы. Его картины для меня слишком темные, не хватает синего! Но стараюсь понять (вот и тэг соответствующий завела)). Решающую роль здесь играет освещение: все три работы как будто бы имеют один источник света, отдельные фигуры находятся в лучах невидимого прожектора. Подобные световые контрасты и куча оптических обманов только на темном и возможны.
Попалась французская серия «Палитры», Алена Жобера, в которой присутствует фильм, посвященный и этому триптиху Караваджо:
Общий интерьер, чтобы не забыть, что речь все-таки идет о церкви:
О церкви подробнее можно почитать и посмотреть в дружеском посте: https://abel.livejournal.com/464351.html