brun_und_hilde (lana_ustinov) wrote,
brun_und_hilde
lana_ustinov

Categories:

О чем мы думаем при звуке слова "Рим"

Спасибо всем, кто откликнулся на вчерашний вопрос! (https://lana-ustinov.livejournal.com/926607.html). Как раз дошла до главы о Колизее в книге Мортона.
Пока стоит Колизей, стоит Рим;
Когда падет Колизей, падет Рим;
А когда падет Рим, падет мир
,
- байроновская интерпретация пословицы Беды Достопочтенного, ок. 700 года н.э.
Посколку фотографий у меня еще нет, выложу картинки.
Каналетто, 1745:


"Колизей и арка Константина" (1743):


Я облазил все громадное здание с мыслью, что это самые «понятные» развалины в Риме. Не нужно обладать живым воображением, чтобы представить себе Колизей в полном великолепии, наполнить его восьмьюдесятью тысячами зрителей, усадить цезаря в императорскую ложу, сенаторов — на их места рядом с перилами, не забыть аристократов и весталок; затем подняться к черни, на самый верх, потому что зрители в Колизее рассаживались в строгом соответствии с социальной иерархией (Мортон, Прогулки по вечному городу, https://librebook.me/a_traveller_in_rome/vol1/5).

Джованни Паоло Панини, 1747:




Такое множество людей, собравшихся, чтобы насладиться зрелищем чужих страданий и смерти, должно быть, ужасало. Я вспомнил рассказ друга святого Августина, Алипия, которого насильно привели сюда приятели-студенты. Сначала Алипий закрывал глаза и отказывался смотреть, но, услыхав внезапный дикий крик, он все-таки открыл глаза и увидел гладиатора, упавшего на колени. Сердце его переполнилось жалостью к этому человеку, но после того, как гладиатора добили последним, смертельным ударом, Алипий, «испив из чаши дикости», пройдя своеобразную инициацию, сидел уже с открытыми глазами. За исключением Сенеки, ни один из писателей античности, даже добрый Гораций и нежный Плиний, не порицали публику за душевную неразвитость и дикость. Миру пришлось дождаться христианства —.... (Мортон, здесь и далее, оттуда же).

Шарль-Луи Клериссо (1721-1820):


Обследуя Колизей, я раздумывал о том, чем подпитывалось это дикарство, как все это было устроено. По всей Империи чиновники ловили и покупали диких животных для арены, и с течением времени количество благородных животных, уничтоженных на потеху толпе, привело к почти полному вымиранию некоторых видов на территориях, подвластных Риму: слонов в Северной Африке, гиппопотамов в Нубии, львов в Месопотамии.

Карло Лабруцци (1747-1817):


Однажды Сулла выпустил на арену сотню львов, и это, говорит Цицерон, был первый раз, когда животным разрешили свободно бродить, а не привязали их к столбам. В 58 году до н. э. несколько крокодилов и первый гиппопотам в Риме были помещены в ров с водой на арене, а однажды на представлении, на котором присутствовал Цицерон, в 55 г. до н. э., было убито шестьсот львов, а восемнадцать слонов пыталось преодолеть барьеры, стремясь спастись.

Суриков, 1884:


Матвеев, 1816:


Гибель животных должна была возбудить зрителей перед дневной битвой людей. В имперские времена существовало четыре государственные школы, в которых обучались и жили гладиаторы.

Щедрин, 1819:


Богатый человек или политик — любитель острых ощущений мог устроить гладиаторские бои в Колизее, и пока они длились, он занимал почетное место, editoris tribunal, особое кресло. Весталкам единственным из женщин разрешалось сидеть на официальных местах. Если на представлении присутствовала императрица, она тоже сидела с ними.

Тернер, 1820:


"Колизей в лунном свете" (1819):


Присутствие остальных женщин не поощрялось, они могли сидеть лишь в верхних ярусах, вместе с плебсом. Позже им было разрешено участвовать в играх даже в качестве гладиаторов; но такое явление не было обычным, так же как и сейчас женщина-матадор — скорее исключение, чем правило.
Не знаю, как весталки, которых так тщательно оберегали от суровой правды жизни, выдерживали эти кровавые игрища. Я читал, что иногда их приходилось сажать повыше, откуда им было видно похуже.


Чернецов (1805-1879):


Столетиями позже люди георгианской и викторианской эпох объявили это место самыми романтическими развалинами в Риме. Там, где была арена, залитая кровью множества людей и животных, наши прапрабабушки устанавливали свои мольберты и набрасывали пейзаж с пастухом, козочками и мраморными руинами. К тому времени деревья и кусты выросли там, где когда-то сидели сенаторы, а отшельники в нижних ярусах делали пейзаж еще более романтичным.

Солнцев (1801-1892):


Картинки частично отсюда, там и есть что почитать: http://italia-ru.com/forums/vse-ob-italii/putevye-zametki-ob-italii/kolizei-cherez-khudozhestvennuyu-prizmu-vremen-111925

Ведь и это Колизей!




Последний - отсюда: https://lana-ustinov.livejournal.com/923383.html
Tags: Рим, античность, живопись
Subscribe

  • Корабли и лодки...

    В честь дня моряка, а также для проходимцев, решила пощелкать корабли (раз все равно в центр по делам надо было). Лучше бы этого не делала,…

  • Много железа и прочих металлов

    Железо... - стало темой сегодняшней прогулки. Почему-то в голове застряло именно оно, хотя на самом деле можно брать любые металлы. Ограничила себя…

  • Картинка дня и языковое

    1. Вообще-то у нас светит солнце и прогноз неплохой, так что весь день провожу в саду. Но фотографии хочется запостить эти. Никак не могу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Корабли и лодки...

    В честь дня моряка, а также для проходимцев, решила пощелкать корабли (раз все равно в центр по делам надо было). Лучше бы этого не делала,…

  • Много железа и прочих металлов

    Железо... - стало темой сегодняшней прогулки. Почему-то в голове застряло именно оно, хотя на самом деле можно брать любые металлы. Ограничила себя…

  • Картинка дня и языковое

    1. Вообще-то у нас светит солнце и прогноз неплохой, так что весь день провожу в саду. Но фотографии хочется запостить эти. Никак не могу…