brun_und_hilde (lana_ustinov) wrote,
brun_und_hilde
lana_ustinov

Category:

Шостакович в Горише, 8 квартет

Почему-то говорят, что 8 квартет был написан в Дрездене, нет, он был написан в Горише - курортном местечке в 50 минутах автомобильной езды. С большой вероятностью, это единственное сочинение композитора, написанное за пределами родины. В Гориш мы съездили, как на машине времени прокатились. Очевидцы утверждают, что именно здесь, на этом месте, видели Шостаковича сочиняющим.


Соответствующая табличка, крупными буквами: "Здесь под висячим буком рядом с министерской гостиницей Шостакович в июле 1960 года сочинил свой 8 квартет".
И помельче: "Он был приглашен в Гориш для сочинеия музыки к фильму Пять дней, пять ночей".










Главное здание, комната, в которой он останавливался, находится на первом этаже (вот только "первый" по-немецки - это наш второй), рядом с задней лестницей.


Реже сообщают, что Шостакович здесь был и второй раз, - в мае-июне 1972 года, после первого исполнения Пятнадцатой симфонии в Восточном Берлине. Сюда к нему приезжал Зандерлинг, возглавлявший тогда Дрезденскую капеллу (еще "одно рукопожатие", на этот раз немецкое: https://lana-ustinov.livejournal.com/20572.html).


Хотели там пообедать, но нет - персонал в ресторане деловито гремел тарелками, но еды не предлагал. Почему в старых гдр-овских зданиях до сих пор сохраняется специфический гдр-овский запах?!






Круглый зал ресторана, на сайте общества Шостаковича сообщается, что здесь композитор каждое утро играл на ф-но:


Инструмента нет, а вот лампы - уверена - еще того времени:




Я не могу сейчас искать точную цитату из письма к Гликману 19 июля 1960 года, просто возьму с сайта общества, в переводе, думаю, что смысл не сильно исказится: "Я вернулся из поездки в Дрезден (...). Меня там очень хорошо устроили, с целью создания творческой рабочей атмосферы. Я жил в курортном городе Гориш, недалеко от города Кенигштайн, в 40 километрах от Дрездена. Район невероятно красивый (...), весь район называется "Саксонская Швейцария". Творческие условия были созданы не зря: я сочинил там свой 8-й струнный квартет" (https://www.schostakowitsch-tage.de/gohrisch/schostakowitsch-in-gohrisch/).


Другую цитату возьму из Википедии: "Как я ни пытался выполнить вчерне задания по кинофильму, пока не смог. А вместо этого написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: «Посвящается памяти автора этого квартета». Основная тема квартета – ноты D.Es.C.H, то есть мои инициалы (Д.Ш.). В квартете использованы темы моих сочинений и революционная песня «Замучен тяжелой неволей». Мои темы следующие: из 1-й симфонии, из 8-й симфонии, из Трио, из виолончельного концерта, из Леди Макбет, намеками использованы Вагнер (траурный марш из «Гибели богов») и Чайковский (2-я тема 1-й части 6-й симфонии). Да: забыл еще мою 10-ю симфонию...
Псевдотрагедийность этого квартета такова, что, сочиняя его, я вылил столько слез, сколько выливается мочи после полдюжины пива. Приехавши домой, два раза пытался его сыграть, и опять лил слезы. Но тут уже не только по поводу его псевдотрагедийности, но и по поводу удивления прекрасной цельностью формы. Но, впрочем, тут, возможно, играет роль некоторое самовосхищение, которое, возможно, скоро пройдет и наступит похмелье критического отношения к самому себе"...


Кстати, сейчас пишут, что в партию Д.Д. загнали именно потому, что не мог композитор ехать в дружесвенную ГДР беспартийным.


В книжке С. Волкова (если не ошибаюсь) циркулирует версия, что Д.Д. в этот момент всерьез думал о самоубийстве. Доказательств тут нет и быть не может. В любом случает, другого такого квартета нет.


За 3 дня написан. Официально - "Памяти жертв фашизма и войны", а на самом деле "памяти самого себя". Ему было тогда 53 года.




Зашли и в основное здание гостиницы, она жива, и даже каких-то гостей принимает, но реконструкции по сегодняшним "западным стандартам" не было, не известнно, по каким причинам...


В уголке, на батарее - "красный уголок":










Там окопалось местное общество Шостаковича, даже устраивают небольшой фестиваль - "Дни Шостаковича в Горише".
Ну и сам квартет, с Бородинцами:


Посмотрела и "5 дней, 5 ночей", о судьбе картин Дрезденской галереи:


Реально двуязычный фильм, говорят на обоих языках параллельно (не припомню ничего подобного). Можно, конечно, сказать, что агитка, но немало экранного времени отдано на показ картин, - люблю такое, особенно, если появляются знакомые (радость узнавания называется)). Музыка перекликается с 11, 12 симфонией, а так же со "Стенькой Разиным", хотя он был написан позже.
В галерею тоже сходила, она на реконструкции, поэтому выставили только 55 работ в трех залах, но это уже - для другого поста, хотя все так перемешано и цепляется одно за другое...
"Свидетельство" оказывается есть в сети: http://testimony-rus.narod.ru/preface.htm, надо почитать, а то мучалась по-английски, по-немецки уже не мучалась, но все равно - перевод есть перевод. Этот, правда, тоже перевод, с английского.
Tags: Шостакович, фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments