Прошло много лет, 20 с лишним из них я живу в Германии, а последние 10 - можно сказать по соседству с местом действия оперы. Правда, "Богемия" после войны стала Чехией, но это уже исторические зигзаги.
Сюжет мне тогда, раньше, казался искусственным, надуманым и бутафорским, хотя сейчас понимаю, что это и есть немецкая этнография: охота, деревенские праздники и за раз плюнуть черту душу продать.
Всего через несколько лет после того "провала" со "Стрелком", моим любимым чтением стало собрание средневековых легенд о Докторе Фаусте в академическом издании, а любимым фильмом - немецкая экранизация 1982 года романа Т. Манна "Доктор Фаустус". Вот только с веберовским Максом я это никак не связывала.
Хватит предысторий, собственно историю режиссер Матиас Рейхвальд перенес на три века вперед, в военные времена после-1-ой мировой, а заодно сразу уже и после-второй. На сцене - мешки с песком:

Сторожевые вышки:

Плаха:

Трамированные инвалиды. Кто-то приплясывает (на подтанцовке, в знаменитом хоре охотников) с винтовкой, а кто-то и с костылем.
В роли дьявола выступила дива, наряженая в стиле садо-мазо, так похожая на персонажей из другого любимого фильма - "Кабаре" с Лайзей Минелли, здесь поверх секси-амуниции она приодела еще и военную:

Что означала деревянная маронетка там, в зале, я так и не поняла, только сейчас у критиков прочитала - "потерянные души"! У них же вычитала, откуда дополнительные тексты, приправляющие действие, - это "Валленштейн" Шиллера, "Добрый человек из Сезуана" Брехта, "Отшельник" Эйхендорфа и просто военные хроники конкретно этого города (было интересно).
На заднике вторым рядом крутят документальные кадры: разрушенные немецкие города, толпы беженцев, женщины, расчищающие завалы... Наверное, чтобы мы не заскучали. Впрочем, "Стрелок" в таком духе сегодня скорее "норма", чем исключение. Макс в финале уходит как ополченец, в военной форме, кажется, что вряд ли вернется живым, и суженой его, Агате, в очередной раз "не повезло".
Короче говоря, понравилось. Не знаю, можно ли сегодня в Германии ставить эту оперу иначе. Жаль только, попала на второй состав и Каспара пел не наш друг-знакомый, а его дублер:)
