В первый раз я там оказалась лет 20 тому назад, и была поражена. Вена отодвинула Рим с первого места в моем личном рейтинге городов, который, в свою очередь, чуть раньше, сдвинул оттуда Париж. Поразила она меня главным образом тем, что "родной" или (почти родной) город Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса, Малера... мало чем изменился с тех пор. Там по-прежнему стоят дома, в которых они жили, кафе, в которые они заходили, улицы те же. При том, что Вена довольно сильно пострадала во второй войне. Сейчас как-то забылось, что американцы бомбили Вену, а ведь тогда, в 1945, Австрия и Германия - это было практически одно и то же. Досталось и опере...
Еще больше чем бомбежка, меня поразила история, рассказанная прямо там, в перерыве "Севильского цирюльника", которого мы, развиртуализировавшиеся, славно там посмотрели вместе с чудеснейшей френдессой yapca, художницей и историком архитектуры, - о судьбе Ван дер Нюлля, главного архитектора здания Венской оперы. Он свел счеты с жизнью, не выдержав критики. После чего император Франц Иосиф Первый никакие здания больше не критиковал, только хвалил (https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%8E%D0%BB%D0%BB%D1%8C,_%D0%AD%D0%B4%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%B4%D0%B5%D1%80?fbclid=IwAR1IME6sMkeq937GYke5Vfk1kg3mFY1jvGR2ENf1w65osTZsH85t9IZIi2Y).
Потом у меня был период, когда надо было ездить в Вену чуть ли не каждую неделю (нет, это конечно, преувеличение, пару раз в месяц) как на работу. 12-летняя Машка поступила в Венскую консерваторию, рассчитывали, что уроки будут как и раньше, в Мюнхене, что собственно предполагалось и даже обещалось, а нетушки. Уроки оказались пшиком как и вообще предприятие в целом, через пару лет мы все это прекратили, но тогда казалось важно и нужно (такова она, грустная история заблуждений)... И конечно, по-своему радостно. Вена! Есть ли лучший в мире город для классического музыканта?! Видели мы тогда, к сожалению, немного, со скрипкой из гос. коллекции - никуда, не пускают ни в музеи, ни в оперу, ни на концерты. Т.е. заставляют сдавать в гардероб, а это нельзя. И в гостинице ее не оставишь, так и гуляли, просто по улицам, со скрипкой.
Тогда город был еще не так сильно декорирован под туристические нужды. Или и это мне кажется? Ну какого расставлять повсюду этих дюреровских зайцев?
Не, я люблю китч, Хундертвассера и пр. Даже зайца этого, но место ему, скорее, в Нюрнберге, хотя и там он, хм, кхм, "того", не тот... (он отсюда: https://lana-ustinov.livejournal.com/154434.html):
Но вернемся в январскую промозглую Вену, знаменитый памятник вечно юному Моцарту:
Музей (совсем) современного искуссва, с очаровательным на наше русское ухо названием "мумок":
В него я не хотела, а хотела в Леопольд-музей с Климтом и Шиле, что напротив, в "музейном квартале". Слово французское, но когда я спросила про "кяартье", девушка в бюро информации не сразу поняла, о чем это я. Ах, "квартир"!... (надо же, откуда происходит "квартира"). Леопольд-музей оказался закрыт не в понедельник, как обычно бывает, а именно во вторник. Пришлось делать отворот-поворот, назад, опять мимо музея истории искусств, все время получалось ходить вокруг него кругами:
Императрица Мария Терезия в центре площади, названной ее именем:
Римские остатки на Михаэлерплатц. Раньше римский лагерь "Виндобона" распространялся по территории всего старого города.
Фасад "Испанской школы верховой езды", еще один образчик высокого имперского стиля:
По дороге в моцартовский дом наткнулась на "немецкий орден" - бывший тевтонский. Жив, курилка, до сих пор! Тайные общества, масоны - как это по-венски) И табличка, что в таком-то году, такого-то числа у них останавливался Моцарт (кто же еще...).
Дом Моцарта... Уже внутри, разумеется, сразу вспомнила, что была там раньше, во время короткой остановки на обратном пути из отпуска 10-летней давности.
Ничего моцартовского оригинального не сохранилось, но фотографировать строго-настрого запрещено! Щелкнула контрабандой вид из окна, вот он (с ударением на "он") - подлинный:
Сама улица показалась мрачноватой...
Зато в двух шагах от собора Св. Штефана:
Фиакры тут эти стояли, кажется, еще до великого потопа... И будут стоять.
Погода меняется как в апреле!
Крыша:
Деревянный алтарь, что сразу у входа:
Рождественский вертеп:
Улица, что ведет от оперы к собору Св. Штефана. Консерватория рядом, поэтому знаю ее вдоль и поперек, ничего не забыла...
А это новшество, очевидно, недавнее. На светофорах теперь не только гетеро-парочки, но и гомо:
Очевидно, знак особой толерантности, по мне так совершенно излишний. Я даже не чувствовала бы себя дискриминированной как женщина, если бы на светофоре мне сигнализировала фигурка в штанах, а не в юбке... И одна / один! Без парочки с горящим сердечком.
Чумная колонна на улице Грабен:
Одно из самых сильных впечатлений первой поездки...
И все-таки что-то не то, и не так. Не было раньше такого количества туристов, а русских, так кажется, даже больше, чем азиатских) Вся Вена говорит по-русски, уж не знаю, из-за Брейгеля или "просто". Но не было раньше такой коммерциализации. Даже и не знаю, как можно избежать ту напасть, что город перестает быть городом и становится декорацией самого себя.