Вот такая луна была вечером накануне, когда я прикидывала - сколько же километров смогу проделывать в день? Велосипед с собой - обязательно, если уж идти через Швейцарию, то как можно быстрее. Почему? Ответ прост, - из-за дороговизны.
Наблюдая за входящими и уходящими кораблями в гавани Линдау весной этого года, даже возвожность для себя такую не рассматривала, но (опять это "но" с многоточием) - видимо, Св. Иаков распорядился иначе:)
Интересно рассматривать детали и намеки с точки зрения времени будущего по отношению к прошедшему. Прикидывая стратегию возвращения (хорошо хоть точный день был определен - четверг, вчерашний), думала доехать на поезде из Люцерна в Цюрих, и уже дальше на автобусе домой. Но корабль "мой", причаливающий, называется Цюрих. Какой там Люцерн! Только-только до Цюриха смогла, километров на 50 просчиталась, сильно переоценила свои возможности.
К швейцарскому пути как ни к какому другому подходит "гладко было на бумаге, да забыли..." - не только про овраги, но и про характерный ландшафт страны. И это при том, что девушка-швейцарка, с которой мы проболтали весь первый вечер в альберге, рассказала, что путь специально проложен по низинам, чтобы не мучить паломников бесконечными подъемами и спусками.
А еще рассказала, что многие вообще обходят Швейцарию стороной, вокруг, есть какой-то альтернативный вариант через Францию. Последняя тоже не из дешевых, явно дороже Германии. Англия дороже Франции, в Америке мы были 12 лет тому назад, во время подъема евро и, соответственно, падения доллара, поэтому разница не чуствовалась так болезненно. Я никогда не была в Норвегии, поэтому Швейцария, на мой взгляд, - одна их самых дорогих стран мира.
К чему эти экскурсы? Да к тому, что было твердо решено по крайней мере первую ночь провести в альберге Сант-Галлена. Это все, что я знала на тот момент, когда старенький корблик (под названием Цюрих) покидал гавань Линдау.
Страх? - Не страх. Прыжок в неизвестность - пожалуй, ближе.
И это при том, что страну я знаю очень хорошо, была почти во всех крупных городах - Берне, Люцерне, Монтре, разумеется Цюрихе, а еще в куче маленьких, названий который сейчас не упомню. Не говорю уже про Интерлакен, в который ездила как на работу годами и по несколько раз в год. Тем более молчу про Базель, в котором работала в общей сложности около полугода, так что встреча со страной в лице капитана корабля с его специфическим наречием, а дальше - городком Роршах, была как со старыми знакомыми.
И все равно неизвестность - крайне неуютное чувство.
Берег "свой", удаляющийся:
И чужой:
Подплываем. Вся поездка с одного берега на другой длится около 50 минут, корабли причаливают и отчаливают очень быстро, а главное - точно, минута в минуту, как по часам. В этом швейцарцы верны себе до сих пор.
Флаги, огромное количество флагов, везде и повсюду, - в портах, на кораблях, на частных домах и общественных. Гордится народ своей страной.
Первым на пристани Роршаха меня встретил "коммунизм". Прямо на выходе с причала стояли коробки с майками, рубашками (даже купальниками!), совершенно новыми - в пластиковых упаковках, - бери не хочу. Никто не хотел, и я постыдилась. Цвета немного не те, размер тех, что лежали сверху, не мой, не хотела долго копаться, а зря! Если бы набрала себе тех маек, могла бы их менять после каждого подъема в гору, хоть каждые три часа, а мокрые выбрасывать. Но умна я исключительно задним умом. А тогда, проидеологизированная насквозь методами Мари Кондо, не пожелала нагружать себя излишними вещами (ну и тащилась потом на те горы мокрая насквозь
По поводу "коммунизма": бесплатная вода - довольно много фонтанов с питьевой и очень вкусной, питалась частенько яблоками прямо с деревьев (и сливами тоже), еще бесплатные туалеты, Цюрих в этом отношении просто парадиз, особенно в парках и на набережных. В остальном, конечно, платить приходится. Деньги не меняла, платила или в евро, или картой.
Но что-то опять я не туда. Хотела написать какие-то обобщения, по горячим следам, пока не забылись. Так вот, Швейцарский путь в каком-то смысле был для меня самым "паломническим" из всех, предыдущих моих пяти. В первую очередь из-за остановки в монастырях. Это был совершенно новый опыт (да, там кормят и ужином, и завтраком, также можно присутствовать на службе). Во-вторых, гостеприимство и отношение какое-то запредельно доброжелательное, по крайней мере внешне. На каждом втором столбе прикреплен плакатик: "Путник, будь благословен, позволь нам считать тебя своим гостем"... и в том же духе. Т.е. какое там " "Peregrinos go home" - настроение, которое в какое-то время прокатилось по Испании! Нет, ровно наоборот. В последнем монастыре какой-то монах, извинившись, что вклинился в разговор на секунду, так и сказал: "Гость - король". В-третьих, - уровень, качество сантехники, посуды, постельного белья, хоть в альберге, хоть в монастырях... Чистота, уют, благоустройство, нигде такого не встречала, - в первый раз! Конечно, швейцарцам легко быть гостеприимными, у них проходит два-три паломника в день (а не те толпы, как на последней сотне километров перед Сантьяго). Но все-таки. Раньше мне казалось, что о благосостоянии общества можно судить по барахолкам. Это совершенно не мой вид развлечения, но в Базеле я не только с удовольствием их посещала, но даже много чего там покупала. Теперь могу добавить, что состояние приютов для паломников - тоже отличный показатель.
Из практического: велосипед был скорее в тягость, маршрут идет через горы и толкать его было местами очень тяжело, где-то и совершенно невозможно, приходилось сходить на дорогу. Спуски настолько крутые, что и здесь велосипед не в помощь, а в тягость, - не рисковала. Откажут тормоза - костей не соберешь точно.
Маркировка неплохая, но не идеальная. Не было дня, чтобы я не сбивалась с пути, потом правда, довольно быстро находила его вновь. Люди хорошо информированы и как правило знают, где появляются следующие стрелки (кроме одной, на яблочном поле, ну что поделаешь, и на солнце есть пятна:)). Дорога автомобильная, куда я невольно сбивалась к концу дня, не менее красивая, чем через леса, поля и горы, но через горы конечно лучше (если без велосипеда:)). И все-таки, при всех этих явных "минусах" велосипеда, я продвинулась дальше, чем пешие, несмотря на то, что на подъемах скорость моя приближалась к полукилометру в час.
Чувство абсолютной безопасности, просто на 99,88% Нигде не боялась, ни разу (только коров, было несколько "критических моментов":)). Да, путь часто ведет через пастбища. Еще что-то? Ну, остальное по ходу отчета. Фотографих немного, дней тоже, надеюсь, не завязну.
Прошла (проплыла, проехала, прокарабкалась) в понедельник, 27.08. от Линдау до Санкт-Галлена (15 км.), во вторник от Санкт-Галлена до Ваттвиля (40 км.), в среду Ваттвиль - Айнзидельн (ближе к 50), а вчера просто возвращалась из Айнзидельна в Цюрих, тоже решала на велосипеде проехать (чем швейцарскую ж/дорогу финансировать)). Замахиваться на новый этап или даже его часть не имело смысла, потом оттуда не выбраться. Итого, около 125 километров, из очень грубо говоря 500, которые идут через эту прекрасную страну. Не густо, но и не сказать, чтобы уж совсем "ничего".