brun_und_hilde (lana_ustinov) wrote,
brun_und_hilde
lana_ustinov

Categories:

Шотландский портал

Давно собиралась его выложить. И вот наконец-то, детей - на теннис, а сама - к порталу) Смысл таинственных фигур разгадывало не одно поколение ученых, будут продолжать и дальше - занятие благодарное, сколько не разгадывай, все равно ничего не понятно. Спорят уже второе столетие. Церковь Св. Иакова называется Шотландской условно, собственно к Шотландии отношения не имеет, так в 11-12 веке называли ирландцев, которые в то время хлынули в Европу, основывали монастыри и проповедывали. В 1070 году первый ирландский монах-бенедектинец появился и в этих краях, а через 20 лет был заложен новый монастырь. По одной версии - весь портал был собран в 80-е годы 12-го века, соответственно, представляет собой единое целое, по другой - лишь некоторые его части относятся к ранней готике, остальные же были добавлены в эпоху возрождения (что освобождает ученых от необходимости интерпретировать его целиком). Архитектонически он довольно строен, "геометричен" и делится на квадраты. Правая сторона портала посвящена добродетелям, левая - порокам. Но разве этому - дракону, глотающиему льва и очень похожему на крокодила, место справа? Переплетенные человеческие фигуры, как будто бы ласкающие друг друга, должны олицетворять гармонию, но на сегодняшнее восприятие выглядят двусмысленно и весьма химерично. Особенно "русалы" (русалки-мужчины) с переплетенными рыбьими хвостами. Богоматерь с младецнем между ними - мало чем отличается от всех остальных. По-моему, весь портал, вне зависимости на разделение "хорошего" правого и "плохого" левого - походит на Страшные суды в стиле Босха. Цветы или листья размером в дикую свинью. Двое, вроде, обнимаются, но зловеще как-то... Фигуры справа, олицетворяющие добродетель. Человек с поясом, в частности, трактуется как символ храбрости. Фантастические животные в арках катиатид. Относительно центральных фигур - споров нет, ясно, что изображен Христос, в окружении Св. Иакова и Иоганна. Двеннадцать апостолов сверху приближать не стала - слишком высоко. В колоннах преобладает растительный орнамент, очень похожий на ориентальный или языческий. Госпожа... кого она держит в руках, змей? Некоторые даже с инструментами: Каменная резьба частично истершаяся, но даже в полуразрушенном виде выразительная. Еще раз любительница змей: Некто на троне, в окружении агрессивных животных, возможно представляет Антихриста.  Чудовище с носом попугая, другой запросто пожирает человека. Внизу - крокодил, глотающий гидру, обернутую в глиняный шар. Согласно легенде, гидра, если он ее действительно проглотит, в состоянии разорвать крокодила изнутри. Еще один крылатый дракон: Фигуры, предположительно изображающие пороки. В таком роде и внутри церкви продолжается, правда не так интенсивно. Цветы, виноград, переплетенные фигуры... Под крокодилом - монахи с книгами в руках, паломники и миссионеры. Справа, что поменьше, без головы - оказывается сирена. Ну что это за компания, монахам-то! Музыкант еще раз и поближе: Тяжелые двери: Льва "затерли" на счастье. Исследователи спорят о национальной принадлежности мастеров, кто они были: ирладнцы или немцы? Склоняются к последнему. Как будто бы именно немцы были так сильно склонны к страшной мистике. Еще раз "храбрый" в плетеном поясе: И его "добродетельные" соседи: Незнакомец смотрит сверху, кажется, что очень пронзительно и прямо на тебя, в глаза: Орнамент очень четкий, а человеческие фигуры, наоборот, размытые: С точки зрения "если выходить", полуразрушенные львы справа: Еще одна фигура со стершимся лицом и в странном положении (если посмотреть на ноги): И хотя бы немного издалека: Для лучшей сохранности  вокруг портала выстроено стеклянное укрытие. На первый взгляд и не подумаешь, что это романский стиль 12 века. Часы показывают, что теннисный урок окончится через 30 минут.
Tags: наш город, скульптура, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments