В самой церкви мы были не раз: зимой Машка играла там "Дьявольские" Тартини, а осенью позапрошлого года - ми-мажорную партиту Баха. Я знала, что "внизу" идут раскопки, но чтобы такие!
"Сезам" открылся случайно:
в церкви захотели провести отопление пола. Но в этом городе, прежде, чем что-то строить или престраивать, обязательна археологическая экспертиза. Взглянув, археологи ахнули: в основании церкви лежали фундаменты домов римских легионеров, виллы их предводителя, римский саркофаг с останками Св. Эрхарда, захоронения первых баварских королей, а также основания романских церквей эпохи агилольфингов.
Опять приходится прибегать к "самые-самые" - на этот раз самые крупномасштабные раскопки на территории сегодняшней Германии.
А то, что "самые" древние - так это само собой разумеется, 2000-летняя история в камне, точнее его остатках. Потому как древние строили "экологично": они всегда использовали материал предшественников, ничего не выбрасывали, в отличие от нас. Ранние христианские храмы на Сицилии просто умилили меня тем, как в них вмонтированы, "вставлены" античные дорийские колонны (чтоб зря добру не пропадать, а сколько их поломаных валялось! - все в дело). Так и здесь примерно: камень для первой церкви берется из виллы римлянина-предшественника, и строительство идет на ее фундаменте. Все слои просматриваются.
Когда поднимаешься "наверх", то привычное барокко выглядит уже совершенно иначе.
Раскопок много, на чаще всего, место в какое-то время обживается, потом разрушается, пустует, снова возобновляется, и снова жизнь из него уходит. А тут - 2000 лет, в неперывности, по сей день. Такое встречается редко.
Средневековые святые здесь не просто - "скульптурами", а реально, и очень давно. Нижний Мюнстер - давнее место поломничества.
Примерно такие фигуры смотрели на нас с балконов дворцов сицилийского Ното, а тут они украшают кафедру.
С начала 19 века Нижний Мюнстер стал резиденцией епископов, а до этого был женским монастырем, причем, очень своеобразным. Принимались только те дамы, которые могли доказать как минимум на протяжении трех поколений свое дворянское происхождение, вдовы или девушки, не желавшие выходить замуж. По городу они ходили в обычной одежде, могли в любой момент покинуть монастырь, были высокообразованы, знали языки, имели большое влияние на политическую жизнь средневекового города.
На органе ангелы в золото трубят (к сожалению, в приближении не получились).
Снаружи церковь на 12 век даже не очень и похожа, по сравнению с теми же миноритами.
Но даже романский портал и башни, видные в старом городе отовсюду, кроме как вблизи, кажутся "новоделом" по сравнению с подземными лабиринтами, ведущими вниз, в глубину, в очень далекую историю.