brun_und_hilde (lana_ustinov) wrote,
brun_und_hilde
lana_ustinov

Categories:

Сиенское Палио, предварительный забег

О Палио можно писать бесконечно, - захватывающее предприятие. Традиционные скачки проходят два раза в год: 2 июля и 16 августа. Первое упоминания о них относится к средневековью. Когда, в конце 16 века, правитель Тосканы запретил сражение быков, контрады организовали скачки. Сначала на быках, потом на ослах и, с 1656 года - на лошадях. Регамент с тех пор, практически, не менялся. Сразу скажу, что посмотреть нам удалось только "генеральную репетицию", предварительный забег. Попасть на основные скачки шансов не было. Или билеты за 200+ евро, или занимать место на площади с утра, - не стали делать ни того, ни другого. Положились на удачу и что-то даже увидели, но не много. Местных детишек высадили на трибуны - и это правильно:)



Особенность Сиенского Палио в том, что проходит оно не где-то, на ипподроме, а в центре города, на площади Кампо, где беговую дорожку на время скачек засыпают толстым слоем земли и песка.


Сами скачки представляют собой три забега вокруг площади, по 333 метра, т.е. километр в общей сложности. Длятся они не больше полутора минут. Наездники скачут без седла, с хлыстами в руках. Пречем, хлестать они могут и своих лошадей, и лошадей сопреников, да и самих соперников тоже. Могут толкаться, подрезать, - все разрешается. Даже удивительно, что такое брутальное зрелище приурочено к Вознесению Богородицы)


Эти скачки далеки от представлений о "честной игре". Наездники толкаются, строят препятствия своим противникам, из-за чего волнение среди зрителей, разумеется, возрастает (как и частота несчастных случаев). Некоторые лошади не вписываются в повороты и врезаются в обитые мягкими матрасами огражения. Другие наоборот - срезают поворот раньше времени, цепляют наездниками угловые столбы или того хуже, сваливают их в толпу. Неудивительно, что удержаться в седле при таких условиях, непросто. Часто, слишком часто!, наездники падают, и лошади продолжают гонку самостоятельно. Палио выигрывается лошадью, и в этом смысле контрада-победительница просто не платит жокею гонорар.


Еще одно странное и ужасное правило: проигравшим Палио считается не последний, но всадник пришедший к финишу вторым! (вот обидно-то...)


На площади не помещаются все 17 наездников, по количеству контрад, поэтому состязаются по 10. 2 июля участвует "первая" десятка, а 16 августа – остальные 7 + три счастливчика, любимцы судьбы и жребия. На следующий год участники меняются местами: последние 7 выступают 2 июля и к ним по жеребьевке добавляются три участника из десятки прошлого года. Им, конечно, "повезло" - шансы на успех у них возрастают чисто теоретически.


Пишут, что наиболее успешная контарда - Гуся, одержавшая больше 60 побед, и, вопреки названию, Улитка, победившая больше 50 раз.


Гусеница никак не могла выиграть напротяжении сорока лет, с 1955 по 1995-й, зато потом - почти два раза подряд, в 2003 и 2005-м. В 2004 году их лошадь была затоптана, о чем скорбели все сиенцы. Общества по охране животных так негодовали, что требовали вовсе запретить палио... Напомню, о чем писала в прошлом посте: контрада, не выигравшая в течение 50 лет, должна "умереть".


Мы пристроились рядом с "кулисами", поэтому удалось краем глаза взглянуть на лошадей...




Простому народу полагалось вкушать зрелище изнутри площади, через заборчик. Так и вспомнились дикие античные времена, с патрициями и чернью...


Строгая дама в зеленом - медсестра. Надо сказать, что медицинская служба скорой помощи была отлажена на отлично. То и дело работникам с носилками удавалось ловко маневрировать сквозь толпища и выносить на свет божий очередную, лишившуюся чувств жертву...


В последние минуты перед началом стражи порядка начали загонять всех непокорных или несведущих (как мы) в загон (как баранов!), но делать нечего, прошлось подчиниться...


Все места у барьера были заняты уже за несколько часов, поэтому нам ничего не оставалось, как двинуться к возвышенности площади, ближе к фонтану.


Беговая дорожка очищена от посторонних, всадники могут двигаться на старт.


У меня стабильная демофобия! Тут, в жж посказали) - боязнь толпы. И это я-то!... Не разрешающая детям - ни на марафон, ни вообще, где мало-мальское скопление народа, после терактов в Ницце, Мюнхене, Вюрцбурге итд... - полезла в самую гущу:)


По центру - всадники. Очень долго им не удавалось выйти на старт. Одна из лошадей не хотела, и все тут. Причем, наездник (с кнутом в руках) не бил ее, а гладил, успокаивал, уговаривал... Подумала, может, хороший знак? выиграет?! Но нет, не выиграла...


С лошадьми тут связан целый сомн поверий. Н.пр. перед Палио их освящают чуть ли не в соборе. Если лошадь ведет себя на богослужении смирно - считается, что дело плохо. Но если скачет, волнуется, шумит, а лучше всего - испорожнится, - очень и очень добрый знак! Надежда на победу сразу возрастает)


У счастливчиков - места в ратуше, кому-то и на крышу забраться повезло. Но для этого надо быть, если не ошибаюсь, в руководстве города)


Футбольные страсти меркнут по сравнению с накалом страстей и неистовостью сиенцев на Палио.


Хорошо и жителям домов, выстроившихся вокруг площади. Или на худой конец - владельцам магазинов, там расположенных. А также их семьям и друзьям! Но дух коммерциализации давно уже парализовал и Палио. Места у окон в домах людей продаются, и за немалые деньги...


Сколько я потом рыскала вокруг этих домов, высматривая ход на чердак или на крышу! С Сиеной у меня все-таки сложились совершенно "не туристические" отношения. Я обследовала каждую подворотню, в посиках заветного хода... Увы, все было наглухо закрыто, и как человек законопослушный я побоялась рисковать... Сейчас жалею.


Лошади выбраны. Теперь в зависимости от лошади и имеющегося бюджета капитану каждой команды надо выработать стратегию: следует ли бороться за абсолютную победу или мешать победить другим?


За многие века между контрадами возникла своя система взаимоотношений. Одни кварталы традиционно враждуют, другие выступают в союзе. Малоимущие "гусеницы" горятся тем, что не имеют личных врагов. Зато - с удовольствием принимют так называемые "пожертвования" (не "взятки"!) от богатых контрад, вроде Жирафа, Башни или Улитки, собирающих на палио какие-то немысливые суммы. За это "гусеницы" обязуются помешать их врагам выиграть. Контрады выведывают планы соперников, распускают сплетни, чтобы сбить их с толку. Вот такая замысловатая дипломатия...


Сиенцы распевают гимны своих контрад ("Скачи, скачи, Пантера!"), "Волчица бежит с разгона, давай, Волчица, вперед!" или просто имя "своей" лошади, на все лады. Освистывают гимны соперников. А также обсуждают масштабы взяток, которые берут жокеи, чтобы ... намеренно проиграть.


Кому-то стало плохо. Импровизационный "мед.-пункт" организован за решеткой фонтана.


Вот еще отличное местечко! На башне справа, хотя - далековато. Все происходит так быстро, что ничего не успеваешь сообразить...


Ставки сделаны, лошади выбраны. Впрочем, они нескоро доберутся до своих уютных, специально обустроенных конюшен. Каждый горожанин считает своим долгом осмотреть "своего" избранника, обсудить его достоинства или недостатки, так что до "дома" процессии добираются не раньше ночи. А этот красавец ведь "наш"! Пантерский:) Обратите внимание на башмачки конюха! Не выиграет (я знаю результат...)
Tags: Сиена, нравы, средневековье
Subscribe

  • Интервью с художником (2)

    Продолжаем вчерашнее (начало: https://lana-ustinov.livejournal.com/1119779.html). - Как ты относишься к абстрактным техникам? Что ты имеешь в…

  • Интервью с художником

    Если бы не зимно-марафонское задание "сделайте интервью", не додумалась бы расспрашивать френдессу-подругу, да еще и публично, всем здесь…

  • Гофман Шемякина

    Продолжаю свой "календарь", вчера исполнилось 245 лет со ДР Гофмана, Эрнста Теодора Амадея. Дату праздную не только я, где-то в Питере сегодня…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Интервью с художником (2)

    Продолжаем вчерашнее (начало: https://lana-ustinov.livejournal.com/1119779.html). - Как ты относишься к абстрактным техникам? Что ты имеешь в…

  • Интервью с художником

    Если бы не зимно-марафонское задание "сделайте интервью", не додумалась бы расспрашивать френдессу-подругу, да еще и публично, всем здесь…

  • Гофман Шемякина

    Продолжаю свой "календарь", вчера исполнилось 245 лет со ДР Гофмана, Эрнста Теодора Амадея. Дату праздную не только я, где-то в Питере сегодня…