Устроили просмотр старого советского фильма. Ленинградская киностудия - муж приготовился иронизировать, как... - Перестань иронизировать, ничего смешного. И действительно, сама не могла представить, что фильм окажется настолько удивительным. Во-1-х, необыкновенной красоты. Начало - русская усадьба, пейзажи, Левитан-Саврасов-Шишкин. Что ни кадр - картина. Краски- яркие, сочные, глаз не оторвать. Сцена письма - что тот итальянский алтарь, такая выверенность деталей и композиция.
Во-2-х, герои - не оперные тетки под 50, а видно, что им всем по 18, красавцы писаные.
Отступление. Перед отъездом из Берлина, когда Машке было 9, Гергиев дирижировал в "Немецкой опере" несколько вечеров подряд. Плюнули на все, в том числе на школу, и ходили каждый день, несмотря на то, что спектакли оканчивались за полночь. Ставили в том числе Хованщину, Пиковую и Евгения. Так вот, к моему большому удивлению, Хованщина была тогда понятна ребенку гораздо больше, чем Евгений. Она и объяснила: "Понимаешь, выходит ОН - и сразу видно - царь" (в смысле, Хованский). А тут (в Евгении): "Что ими движет, почему они поступают так и не иначе, что у них за чувства - непонятно". И действительно, как все это обяснить ей, 9-летней. Добавлю, постановка Чернякова, вся "в черном" - не способствовала ребенкиному пониманию. Когда - Красная площадь и собор Василия Блаженного - так и объяснять нечего. А с Чайковским, т.е. с Черняковым... Сказала ей только, что когда мне было 17-18 и мы все это "учили", то Евгений Онегин был в 100 раз ближе Хованщины с ее исторической путаницей (у нее же - ровно наоборт).
- Не забудь, что этим героям - по 18, они - как Дима с Алешей (дети наших друзей) - а им - надо умереть.
Потом, уже по телевизору, дала ей посмотреть английскую экранизацию, несколько в голливудском, шикарном стиле, которую она, кстати, не забыла. И теперь - еще одна попытка. Память у нее - отличная, артикуляция у певцов - преувеличенная, зато все слова понятны. В общем, старший ребенок с сюжетом справился на ура.
Поют они, конечно, на сегодняшний вкус вычурно, вибрация чрезмерная, но это можно пережить.
Папаша время от времени принимался за старое, де "социалистический реализм". Я же оставалась на своем: "Черняковский постмодернизм черного цвета она уже посмотрела, ничего не помнит. Оставь ее в покое, пусть сама решит, что ей ближе".
Все это переварить - была задача для "маленького" ребенка.
- Этот, Онегин? - да?, мама, он - дурак?
- Да, деточка, дурак.
- А почему он такой дурак?
- Сам не знает, чего хочет.
(Комментарий папы: "слишком много денег, не знает как потратить").
На самом деле, в этом фильме кульминацией стала сцена дуэли, и - если призадуматься -правильно. Мальчишка начал волноваться:
- Кто победит?
- Смотри, все увидишь.
- Как они будут драться, на мечах?
- Смотри.
Что он хочет сказать? (в арии "Что день грядущий мне готовит")
- Смотри, он уже все предчувствует, знает зараннее, что будет. - Машка!, помнишь, когда профессор ф.д.Г. объяснял тебе первую тему в Меланхолической серенаде, он эту арию имел ввиду. А сейчас - ре-бемоль мажор, с четкой артикуляцией. И вообще, с концертом (скрипичным) много общего, и с "Щелкунчиком", на балах, конечно, тоже.
- Мама, они помирятся? - мальчишка начинает волноваться все больше.
- Слышишь, канон поют. "Нет" - "НЕТ" - понимаешь?
Выстрел, кажется, "убил" моего парня наповал. Он сник, погрустнел и перестал обезъянничать. Все остальное шло как эпилог.
Режиссер - мало что мне говорящая фамилия Тихомиров, а вот Татьяну спела Вишневская.
П.С. Накануне смотрели фильм английского режиссера Кэна Руссела о Чайковском "Гений и безумство", 70-х или начала 80-х что ли годов. Никакого желания распространяться, - бестолковый бред, прослоенный самой разлюли сладкой приманкой (какой ясно, да?). Задумаешься тут о преимуществах социалистического реализма:)