brun_und_hilde (lana_ustinov) wrote,
brun_und_hilde
lana_ustinov

Category:

К пробуждению исторического чувства

У нас каникулы. После обеда выходим на прогулку, нередко в принудительном порядке. Были какие-то планы, хотели куда-то поехать, но все еще остатки дурацкого гриппа (у меня), диктуют распорядок: никуда не поедем, останемся дома. В кино они были вчера, а сегодня, извольте - пойдем в музей рейхстага, в который мы, почти за три года здешней жизни, так и не удосужились выбраться. Вытье - не пойдем, не хотим. А кого волнует, чужое горе... Все равно Машкин велосипед в ремонт тащить надо, музей рядом. 

Признаюсь, мое историческое чувство просыпается где-то в конце 19 века, десятилетие перед первой мировой войны раньше считала абсолютно "своим". В таком городе как Берлин, волей-неволей продолжаешь жить реалиями второй войны. Ее отпечатки повсюду, и никуда они не исчезнут - впечатаны в планировку самого города. Здесь, хочешь-не хочешь,  оказываешься перенесенным в средневековый ландшафт. Начинаешь задумываться, как же все это там было. А "историческое чувство" молчит,
оно вдруг - оглохло и онемело  - нет его...    

Музей находится в старой ратуше. Попасть туда можно только с экскурсоводом, вот и рассказывал он нам полтора часа про величие "Священной Римской Империи Германской Нации". Каково? От такого названия веет слегка и даже очень сумасшествием. Так и хочется встать (нет, не скажу выкинуть правую руку в приветствии, не надо), но запеть "Германия, Германия превыше всего"... 
Имперский зал, где проходили заседания рейхстага - что-то вроде средневекового парламента. Был сооружен в 1360 году для проведения городских балов, с 15 века стал главной ареной политической жизни. С 1594 года заседания проходили только в этом городе, с 1663 - рейхстаг стал постоянно действующим. А в 1806 году, здесь, в этом зале, было объявлено о роспуске священной римской империи...

Привязалась к Машке на обратном пути, как собственно возникло такое образование, почему такое название - объясни! Мямлила про Папу Римского, которому помог воинской силой германский правитель, за что и назвал Папа молодое государственное образование Священной Империей, немецкой. Не знаю, рассказывала неубедительно, ссылалась на массивные пропуски уроков истории прошлым летом, когда мы в школьное время путешествовали по Италии. Тем не менее, Регенсбург был как бы столицей этого странного образования. Рядом с ратушей - "посольская улица", почти на каждом доме написано какой посол и когда здесь жил.

Экскусровод пытался взбудоражить наше историческое чувство, восклицая: "Представьте, вы поднимаетесь по той же лестнице, что и семь привелегированных курфюрстов, имевших право выбирать императора "Священной римской империи"... Вы их знаете?
Отдувалась опять же Машка, назвала троих. Я попыталась сострить: "Спасибо, тройка" (в самысле, оценка). Кроме нас, была еще интересующаяся политикой парочка, и всё, - что, конечно, гораздо приятнее, чем толпа.  

Я не знаю этих курфюрстов, так же как и "плаваю" в немецкой истории. Там гораздо больше имен и фактов, чем в состоянии вместить моя перегруженная разными заботами голова. Но чувствую как пахнет затхлым деревом и понимаю, что весь интерьер аутентичный (кроме стульев и столов, конечно).

А гобелены - нет, хотя и из того времени. "Те", подлинные, после закрытия рейстага перешли в Мюнхен, а эти повесили для красоты. Они - из добра, присвоенного нацистами, законные владельцы после войны не потребовали их назад.
В политической и дипломатической части программы Тима скучал, интересено ему стало только в камере пыток. Вот она - самая что ни на есть аутентичная, и "приборы" - те самые, действующие. Удивительно, что в немецком - телевизор, радио, пылесос - "прибор", и для орудия пыток используется то же самое слово. Не буду повторять, но он нам описал действие каждого.


На последней фотографии - "не страшные орудия", они не причиняли сильных физических мучений, только моральные. В клетку помещали провинившегося, например, изменника в браке, и выставляли его/ ее на площадь или возили по улицам, где свободные граждане могли над ним издеваться, выкрикивать ругательства, в крайнем случае плюнуть. На стене висит "шейная скрипка": в большую дырку - шею, в маленькую - руки. Вариант в середине - для двоих, например, спорщиков. В этой комнате наш проводник явно почувствовал себя гораздо более свободно, чем в настоящей пыточной или камере смертников. Об этих приборах он рассказывал с явным облегчением, даже некоторым утешением: не все так страшно было в средневековье!


Tags: музеи, наш город
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments