brun_und_hilde (lana_ustinov) wrote,
brun_und_hilde
lana_ustinov

Categories:

В гостях у Стравинского

Монтре - это (кроме Набокова!) Стравинский, конечно. А Кларан - "Весна"... Но к поездкам я никогда не готовлюсь, времени нет. Думаю, там на месте разберусь. Швейцарцы - народ прагматичный, наверное, давно уже состряпали "туристическую Стравинско-милю". Надо просто спросить в "информации", и наверняка дадут план с адресами, паролями, явками) Нам останется только пройтись, да на кнопочку фотоаппарата нажимать не забывать. Увы, все оказалось наоборот.


В "информации" дали какой-то листочек бумаги, где по-французски было написано что-то в духе: "Здесь жил Вася"... Как раз, вот так совпадение! - во время написания "Весны":)


Задала вопросы поконкретнее. "Информационная дама" погуглила, и выдала, что Стравинский жил в разные годы в разных отелях и пансионах, большинство их которых не сохранилось. "Сказал да и соврал"! (откуда это? Гоголь? Мертвые души?) Да ладно, что с нее взять. Сама виновата, надо было получше "подготовиться"...


От Монтре до Кларана подъехали на троллейбусе, ребенок уже успел стереть свои непривычные к ходу ноги. Сердце, конечно, на Кларан реагирует! А в голове всплывают - не "священские" мотивы, а строчки из любимой книжки любезного коллеги, 1983 год издания, конец 70-х - написания (ни интернета, ни ... ни-че-го:)). Они, авторы, их двое) - искали дом. Ох и здорово же написано! ДомА в Кларане я фотографировала на обум лазаря, с мыслями - что да, может и этот, а может, и нет:) Точнее, что мимо тут проходил, это видел, а это нет. И вообще, какая разница!


А сейчас буду цитировать кусками, не поленюсь (в сети книги нет, так что типаю прилежно:)):
"И теперь, коль уж мы здесь, почему бы не познакомиться со стравинской Швейцарией? А если учесть, что эта Швейцария почти укладывается в контур Женевского озера (около 200 километров), знакомство врял ди займет больше одного дня".


"Накануне вечером мы составляли список адресов. Думали, будет легче. К своей затее мы отнеслись не слишком всерьез, с каким-то равнодушием. Оно происходило от замешательства и было скорее деланным, нежели искренним. И оттого труднопереносимым - чем дальше, тем больше"...


"И тут же начинаются проблемы. Как быть с порогом достоверности? Почему, скажем, нам точно известно где и когда, но не известно с той же точностью что? Есть предчувствие, и оно угнетает: вот окажешься завтра перед Les Tilleuls и не будешь знать, здесь или в Hotel du Chatelard "ниже по холму" "при несносной зубной боли" закончена "Великая священная пляска""...

"Со списком, значит, ничего не вышло. Итогом наших совместных усилий стал загадочный перечень шале (...), пансионов (...), топонимов (...) и вопросительных знаков. Последних особенно много, так как источники все время противоречат друг другу".


"Покончив со списком, мы составили историческую карту местности. В хронологическом порядке провели линии между всеми местами в Швейцарии, где побывал Стравинский - неважно, останавливался от там на короткий срок или жил подольше. "Соедини пункты 1 и 2, 2 и 3, и так далее до 12, появится знаменитый сказочный герой". Но никакой сказочный герой не появился, не возник ни круг, ни Алеф - только иероглиф неясного значения".


"Деревня лежит под холмом. Точно. Медленно едем вверх в поисках "большой съемной квартиры, довольно простой, чуть выше станции". Все верно, вот и станция - и прежде, чем до нас это доходит, мы выруливаем прямо на перрон. Никто нас не гонит. Вокруг ни души. Вокзальный буфет выглядит так, будто в нем перерыв с 1915 года. Теперь, значит, наверх. Улицы тоже вымерли. В конце концов обнаруживаем живое существо. Кажется, родители планировали его как раз во времяна Весны. Мы спрашиваем, как добраться до Hotel du Chatelard. Отель сгорел пару лет тому назад, объясняет он стаким выражением, будто на самом деле не возьмет в толк, о чем это мы, в говорит, просто чтобы что-нибудь сказать. "Вот увидишь, мы этот дом никогда не найдем""...


"Стараемся как можно более последовательно прочесать деревню. Когда через пятнадцать минут мы несолоно хлебавши съезжаем обратно к озеру, я ужнаю фото из Шефнера.
"На таком расстоянии ничего не видно. Все дома так выглядят".
"Да нет, этот тот дом: Les Tilleuls
"....


Если жж думает, что пост слишком длинный, - виснет, не дает писать, оканчивать его становится невыносимо, поэтому - кому интересно! - читайте "Часы Аполлона", главу "Поездка на Женевское озеро") Гениальная книжка. Жаль только буквы стали малы для моих глаз:) А то бы только и перечитывала!


Заскорузлый дом, конечно, новый. А вот канал - запросто из 1913-го, эпохи "Весны священной")


И уж озеро-небо-горы, точно, остались неизменными.

А домА... Ну что эти домА?! Особенно, по сравнению с "Весной"!


Напомню (всем и себе, на будущее)), что время года - конец апреля. А в начале... ребенок получил, перед камерным курсом, "домашнее задание": послушайте "Весну", 2-3 раза, и опишите впечатления!
(Als erster Schritt möchte ich von euch bitten, dass ihr ein anderes Stück von Strawinsky hört, sein "Sacre du Printemps", um diesen bedeutenden Komponisten kennenzulernen. Bitte hört das Stück im ganzen 2-3 Mal, und schreibt einen Paragraph (5-10 Zeilen) über eure Erfahrungen. Ihr könnt einen oder mehr von den folgenden Punkten überlegen (aber auch andere nach eurer Fantasie)):

- Чем первое впечатление отличается от второго и третьего?
- Характеры, сюжеты...
- Место действия,
- Танцевальность, язык, какие трудности при исполнении... (Они играли на курсе пьесы для квартета).
(- Euren ersten gegen euren zweiten Eindruck; -Verschiedene Charaktere und Geschichten in der Musik; -Handlung? Ort?; -Tanz-Elemente (die Musik wurde für eine Ballett-Produktion komponiert); -Die Musik-Sprache Strawinskys; -Schwierigkeiten beim spielen (technisch, rhythmisch...) usw.)

Задание мне очень понравилось! Мне в мои 14 такого никто не задавал:) Послушать она послушала. Я ей даже партитуру по такому поводу разыскала в наших залежах. Но сколько же ей времени понадобится, на то, чтоб толково ответить! Времени в тот момент у нее не было, никакого. Решили призвать на помощь папу)


... nachdem ich den"Sacre" einige Male aufmerksam angehört habe, folgende Eindrücke:
Die Charaktere der Musik sind ziemlich unterschiedlich und alle sehr ausdrucksstark.
Die Handlung spielt im alten heidnischen Russland, der Ort ist mythisch.
Die Musiksprache ist stellenweise sehr hart an klanglichen Reibungen; der Rhythmus ist ungewöhnlich wegen der vielen Taktwechsel und unerwarteten Akzente. Sehr reizvoll sind die Klangfarben mit teils ganz raffinierten Instrumentenkombinationen (z. B. auch der Anfang mit dem Fagott in hoher Lage).
Beim ersten Mal hatte ich Schwierigkeiten die Partitur zu verfolgen und bin ein paar Mal "rausgeflogen", beim zweiten Mal ging's schon besser.
Herzliche Grüße,
...


Учитель, молодой альтист, который работал с ними над Стравинским, здорово придумал: он собрал самые удачные наблюдения ребят и зачитал их в качестве вступительного слова перед концертом)
Я это к тому, что "Весна" к тому моменту не была для нее абстракцией.

Интересно, купался Стравинский в озере, или вода холодная? Мосток, если и не из 13-го, то почти)

Tags: Монтре, Стравинский, Швейцария, ансамбль, дом, мастерклассы, прочитанное
Subscribe

  • Дунайское ущелье и много лодок

    Вообще-то культурные памятники мне интереснее, чем природные, но во-1-х, здесь присутствуют оба (ущелье и монастырь Вельтенбург), а во-2-х, место…

  • Мюнхен, вдоль по берегу

    В Мюнхене у меня было часа три ("световых"), около семи вечера уже темнеет. Ну и план - проще не бывает: пройти "мюнхенский…

  • Венецианское (5), с отражениями и без

    Отражению нет никакого дела до отражения. Город достаточно нарциссичен, чтобы превратить твой рассудок в амальгаму и облегчить его, избавив от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

  • Дунайское ущелье и много лодок

    Вообще-то культурные памятники мне интереснее, чем природные, но во-1-х, здесь присутствуют оба (ущелье и монастырь Вельтенбург), а во-2-х, место…

  • Мюнхен, вдоль по берегу

    В Мюнхене у меня было часа три ("световых"), около семи вечера уже темнеет. Ну и план - проще не бывает: пройти "мюнхенский…

  • Венецианское (5), с отражениями и без

    Отражению нет никакого дела до отражения. Город достаточно нарциссичен, чтобы превратить твой рассудок в амальгаму и облегчить его, избавив от…