Концерт в Швейцарии, очень маленькая церковь, такая, что встать негде, сольный Бах в программе, ля-минорная соната... (цветок для иллюстрации последующего:))
Немного разыгрался, никак не мог понять как лучше встать, особенно после того, как смычок попал в большой раскидистый цветок, чему он особого значения не придал, просто вытащил смычок из цветка и... концерт уже начинается.
Когда половина из того, что он пытался сыграть, попросту не звучала, понял, что дело в смычке. Или в цветке, который оказался как масляное дерево. А если смычок помазать маслом, то играть он уже не будет (Проверено! Маленькая Маша, решив обсудить с друзьями за завтраком детали постановки попала как раз в масляницу, долго потом его мыли, феном сушили, как раз перед уроком, - а потом все равно волос поменяли:)) Цветок оказался масляным, а смычок "немым". Пришлось прямо на ходу что-то делать, менять. А именно - все играть в нижней половине смычка или даже у колодки (в самом низу).
Самое интересное произошло после:) После концерта подошел швейцарский коллега, аутентист и видный критик:
- Хм! Молодец! Ты просто в абсолютном тренде, честно говоря, от тебя я этого не ожидал...
Дело было в конце 70-х, и даже тогда еще не было официального запрета играть Баха в середине смычка. Это сейчас каждый школьник знает, что можно или у колодки, или у шпица. Но только не в середине, неприлично!
И про "баховский штрих" он много смеялся, как его раньше понимали:
- Кинд! Ты должен учить "баховский штрих"!
А далее следует непередаваемо курьезное его изображение, помесь военного марша с детским упражнением, в карикатуре...