Черняков в очередной раз придумал историю, кот. к вагнеровскому "Голландцу" никакого отношения не имеет. Оказывается "Голландец" - мститель, он стал свидетелем самоубийства матери - отвергнутой любовницы Даланда, самого богатого человека в деревне, отца Сенты. Под болтающимися ногами повесившейся стоит маленький мальчик, который и станет потом Летучим голландцем (об этом мы узнаем во время увертюры). Мстит он всей деревне, под конец та полыхает в огне, будето это Гибель богов, а не Голландец. Выглядит ка дешевый криминал, смотреть местами интересно, но в целом неприятно. В черняковском Голландце нет ни моря, ни морской корабельной поэтики.
Действие перенесено в современную деревенскую Северную Европу. Безликость типовых кирпичных домов наводит тоску, а общая грязная цветовая гамма - провинциальную мрачность.
В баре:
Назначить лысого уродца альтер эго самого Вагнера, тот несомненно идентифицировал себя с фигурой романтического скитальца, кому нет места на земле, у кого нет ни дома, ни любви, - по-моему издевательство над последним.
Героиня - пубертирующий подросток с цветными волосами (и наркоманскими повадками). Тем не менее "литовскую певицу" Асмик Григорян приветствовали как звезду (пару лет тому назад это была действительно отличная штраусовская Саломея в Зальцбурге). Голос хорош: сильный, пронзительный, но эта вульгарность в мимике и движениях... Конечно, можно подумать, что Черняков заставил ее быть такое, но есть же какая-то мера.
Пародия на буржуазный семейный ужин на веранде?
В финальной сцене голландец-мститель начинает палить в деревенскую толпу. А мать Сенты - в голландца. Кто знает - по сюжету все не так. Занимательно, но неуместно. К чему все это было?, - не понятно. Опера-загадка превратилась в банальность средней руки.
Из-за короны зал фестивального театре наполовину пуст, кто-то пытается устроить овацию (тем не мнее отчестливо слышны и крики "бу"). Наверное, надо радоваться, что вообще хоть что-то проходит, прошлогодний фестиваль был отменен.
Оксана Лынив - первая женщина-дирижер за всю историю фестиваля, одни критики пишут, что это успех, другие, что неуспех, и с задачей она не справилась. Но я просто чудовищно консервативна именно в этом вопросе. С удовольствием смотрю на женщин космонавтов, пилотов, исследователей подводного мира, где угодно - только не за дирижерским пультом.
Летучий голландец на картине Альберта Пинкхэма Райдера:
Опера в первой дрезденской постановке (1843):
Мюнхенская постановка 1950:
Хоть корабль есть... (кстати, пусть пост будет приурочен к прошедшему недавно дню моряка, раз уж Черняков совершенно решил отказаться от моря).
И у Чернякова: