А все равно смеешься, особенно вначале, когда кто-то периодически падет в озеро. Интересно, каково было бы при холодной погоде, но на то они и дублеры-каскадеры, чтобы нынять при любой температуре.
Цирк, театр марионеток, ярмарка, балаган или лунапарк - кулиса постановки Филиппа Штёльцля (кстати, отец его не так давно стал ректором веймарской высшей школы музыки).
В центре находится чудовищная гигантская голова (весом в 35 тонн), и тоже далеко не сразу понимаешь, что это сам Риголетто и есть.
Мимика куклы меняется в зависимости от ситуации. Цирк переходит в психологию, в соответствие с метаморфозами главного героя: из циника придворный шут превращается в жертву. У головы сначала исчазают глаза, затем нос, зубы и под конец из бутафорского гештальта льются потоки дождя, они же слезы, источник которых - Боденское озеро. Уничтожение героя - довольно сильный режиссерский ход.
Образ воздушного шара (как эфемерность надежд на счастье), может, слишком по-кукольному сентиментален, но также действенен. Вместе с сорвавшимися шарами исчезают и надежды на лучшее.
От того, что вытворяют на такой высоте певцы (и их дублеры), просто захватывает дух. А если у кого-то страх высоты? (значит, не будешь участвовать в этой постановке). Джильда мечает о своем счастье, буквально "летая в облаках", от туда же ее и похищают.
Все певцы пристегнуты железными тросами-страховками, но все равно, сорваться где-то высоко в воздухе, болтаясь на подвесном тросе, - это нечто.
Сначала от всего мельтешит в глазах, но где-то к концу первого акта уже не можешь оторваться от этой мандельштамовской "громоздкой оперы", в первую очередь от ее машинерии, инженерно-техническая сторона безупречна и выполнена на высочайшем уровне.
Что подействовало на нервы, так это визуальный ряд сцены "Сердце красавицы...": садо-мазо, секс-куклы, увешанные многочисленными рядами грудей, реверансы в сторону "ми-ту" итп., - перебор. Да и из самой Джильды, очень красивой (певицы, актрисы и женщины) в реале, сделали куклу-мальвину.
Спектакль обошелся в 8 миллионов, фестиваль на 80% на самоокупаемости, поэтому для них, как и для немецкой футбольной команды, успех является жизненной необходимостью.
Конечно, всегда можно сказать, что "Риголетто" - камерная драма, и восхищаться машинерией - это детский сад. Но должна признаться, что зрелище в целом увлекло меня гораздо больше моцартовской Così fan tutte в недавней постановке зальцбургского фестиваля, кот. мы посмотрели неделю тому назад. Там герои предстали в "черно-белых" офисных луках, в костюмах, белых рубашках, на фоне белой стены, хотя певцы, особенно женские партии, - и там были первоклассными. Сюжет Риголетто не менее условный и далекий от нас, чем Così fan tutte. Но вердиевская драма, даже представленная в клоунско-цирковой манере, хватает за горло, а моцартовская комедия дает больше пищи для ума. Но это уже другая тема.
Спектакль можно посмотреть в медиатеке, но опасаюсь, что это касается только тех, кто живет в "немецкоязычном пространстве" - Германия/Австрия/ Швейцария: https://www.3sat.de/kultur/musik/rigoletto-102.html.
А так же фильм о том как была выполнена техническая сторона, он не менее захватывающий, чем сама постановка. Все, кто работают в театре, - техники-инженеры, водолазы, ретушеры, костюмеры, акробаты, дублеры, не говоря уже о т.наз. "творческом составе", - счастливые люди.
В целом же постановкка больше - "эвент", чем опера, гремучая смесь между зрелищем и туризмом. Но я все равно теперь туда хочу! Скорее "аюстрактно", какие там сейчас короно-условия, а так же цены на билеты - не смотрела, и смотреть не хочу. Даже в нашем местном порту хорошие места на оперную постановку "под откытым небом" начинаются от 100-150 евро, а на плохих ничего не видно. Но тем, кому не трудно добраться до Боденского озера, могу рекомендовать это мероприятие посетить)