brun_und_hilde (lana_ustinov) wrote,
brun_und_hilde
lana_ustinov

Categories:

На площади Сан-Марко

Нуждается ли площадь Сан-Марко в том, чтоб я о ней написала? А я все-таки немного напишу, скорее, покажу (не для нее, для себя). Потому что такая площадь (и такой собор) - единственные. Да-да, - трюизм, каждая - единственная, но эта - как никакая другая: Колокольня собора или "кампанила") Дворец Дожей, венецианская готика 14-15 века. Впереди собор (жаль, что слегка закрытый лесами). Колонная со львом на набережной. Первое, что мы сделали по выходе на пристань, так это растерялись. Конечно, в эпоху мобильных телефонов, невелика беда, но звонить пришлось через Москву, все сказали друг другу, что они думают) - а то френды спрашивают, почему маску не надела - переругались! Начинается собор. Пишут, что это "типичная византийская крестовокупольная базилика, построенная по образу константинопольской церкви", но я никогда не была в Константинополе (Стамбуле?) и ничего подобного не видела. Мозаики центрального входа. Надо было на соборе лучше сосредеточиться, но сосредоточенность - это как раз то, что на площади, в толпе, в карнавале и ссоре, - напрочь отсутствует. В каждой мозаике свой сюжет. Перенесение тела святого Марка на корабль. Прибытие мощей апостола Марка в Венецию. Явление Христа Судии, самая поздняя из мозаик, 19-го века. Внутри все сверкает золотом. Мозаики выложены по всей внутренней площади. Начинали мозаики в 11 веке безымянные мастера, византийцы, продолжали венецианцы. А в последующие века при реконструкции и обновлении здесь потрудились среди прочих Беллини, Тициан и Тинторетто. В качестве материала использовалось венецианское, точнее, муранское стекло, которой накладывалось на золотую фольгу. Вот почему там все так сверкает! Рядом с собором (таковы они, венецианские реалии!) какой-то бывший дворец: внизу - американский бар, а наверху - крылатый лев с книгой, сивол Св. Марка и самой Венеции, синий фон со звездами как у Джотто и часы с зодиаком) Процессия переноса мощей святого Марка в собор (старейшая из мозаик фасада, 13 век). Я не знаю, существует ли ещё в мире собор, на который можно было бы поставить четырёх бронзовых коней без риска не только испортить художественное впечатление, но и профанировать здание. Не таков собор св. Марка. Фантастическое смешение всех настроений и вкусов, всех стилей и эпох… Это здание своего рода unicum, неповторимая индивидуальность в мире церквей. Его стиль считается византийским, но, мне кажется, это верно только до известной степени: из массы влияний, создавших собор, византийское было преобладающим. Ему принадлежит общий очерк здания, купола, мозаики. Но готические башенки главного фасада, готические стрелы, сплетённые из статуй, античный лес разноцветных колонн, восточная пестрота и позолота, наконец, широкая терраса вокруг куполов — какой стиль образует все это вместе взятое, если не стиль венецианского св. Марка, у которого нет ни предков, ни подражаний. П.Н. Перцов. «Венеция», 1905 год (http://ru.wikipedia.org/wiki/Собор_Святого_Марка). Мне с трудом верилось, что колокольня - 16 века. И действительно, старая была разрушена и снова построена в начале 20-го.
Южный фасад. Где-то здесь должен быть Св. Христофор, которого не случайно поместили с "морской" стороны. По поверью, с тем, кто взглянет на него, в этот день не случится ничего плохого. Четыре тетрарха - из темно-красного порфира, вмонтированные в южный фасад. Друзья сказали, что очень старые, но чтобы первая половина 4-го века! Изображены либо римские императоры, либо наследники Константина Великого. Скульптуру привезли из Константиновопя в начале 13 века. Южный фасад щедро украшен элементами, вывезенными из Константинополя. Музыкантам, наверное, не все равно, что капельмейстером собора был Монтеверди, а скрипачом - Джованни Вивальди - отец Антонио. Уникальная акустика и архитектура собора предопределила появление целого стиля в церковной музыке - многохорной композиции. Люблю, когда в кадр залетают птицы. Выходим на причал, по пути пересекая мостики, под которыми проплывает венецианская классика. Немного "открыточного":
Это мы уже плывем. Куда - расскажу завтра...
Tags: Венеция, Италия, архитектура, храмы
Subscribe

  • Корабли и лодки...

    В честь дня моряка, а также для проходимцев, решила пощелкать корабли (раз все равно в центр по делам надо было). Лучше бы этого не делала,…

  • Владения Валлерштайнов вдоль "Романтической дороги"

    Железный забор отделяет обитателей нового замка Валлерштайн от посторонних... Жизнь немецкой аристократии непрозрачна и обособленна... Или лучше…

  • В полкУ/ деревне именинников

    "Меня часто спрашивают" ("на самом деле нет"; так начать - это просто одно из марафонских заданий) как я представляю себе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments