После дома Габриэле Мюнтер (https://lana-ustinov.livejournal.com/1166675.html) и обеда на Вальхензее был музей Франца Марка в Кохеле. Замечательный приватный музей, с приличной коллекцией на нескольких этажах и строжайшим запретом на фотосъемку. Причем за этим действительно следили, так что даже не пыталась.
В одном из залов на стене висели 4 или 5 картин с изображениями лошадей и эта - под названием... даже не помню точное название, что-то вроде "Kleine Steinstudie II" / "К изучению камней II", 1909 года.
Естественным образом возник вопрос: почему на стене рядом с лошадьми оказались эти камни? Ведь кураторы не дураки и имеют какие-то соображения, когда развешивают картины. Поскольку напротив "камней" стояли удобные кресла, а ко второй половине дня усталость уже давала о себе знать, то мы удобно в них устроились и погрузились в наблюдение. А дальше произошло то, что, - как говорят, - бывает только перед живыми оригиналами. Минут через 15 пристального всматривания в картину камни начали постепенно превращаться в лошадей. Это не мой индивидуальный глюк и не самовнушение, если три пары глаз видят примерно одинаково, значит что-то в этом есть. Появились, "проявились"!, - как при старом способе печати фотографии, - головы, крупы, ноги, склыдываясь в группу животных, устроившихся на покой. Рассматривала вчера картинку на экране, - нет, эффект не повторяется. Думаю, никто не заподозрит меня в излишней экзальтированности, просто констатирую факт. Но было здорово, и картины этой теперь я уже не забуду.
Кстати найти ее на просторах интернета было не легко. Казалось бы, только забить в гугл... Но нет, не в этом случае! Пришлось посидеть-поискать. Первый вариант, кажется, был продан на аукционе. Так что не "все есть в сети".
Среди "лошадиных" названий есть такое же: Kleine Pferdestudie II, - перевести на русский невозможно. "К изучению лошадей/ камней"? И уж совсем никак - это "большое/ малое".
Вариант "Grosse Studie der Steine", нашла только что на сайти принтов и копий, к сожалению не указан ни год, ни местонахождение:
По соседству с этой картиной висели вполне себе реалистические, в том числе такая, Große Landschaft I, 1910:
Вот такой экспириенс, также на предмет "несфотографированной фотографии", когда объект остается не на карте памяти, хостинге, в посте, а в голове и навсегда (по кр. мере сейчас так кажется).
По поводу вчерашнего поста: почти все увидели камни, и это правильно, очевидно, подтверждено в названии, - невозможно отрицать.
wampirscha опознала "Синего всадника";
merkuiovv - Франца Марка;
kseniapo увидела человеческие фигуры;
kniga_bukv написал про женщин, хоть уморительно-ернически, но все-таки!:)
galina_rm - "Кони в камне" (что вызвало у меня полный восторг, значит все-таки есть что-то, "объективное"))
Самым же удивительным для меня здесь было, что НЕ камни увидели художники. Спасибо всем еще раз!
Лошадей Марк рисовал постоянно, подборка, "для красоты", сравнения и представления (большинство из вики, чтобы не пропали со временем).
1908, Großes Pferdebild Lengries I:
1909, Kleines Pferdebild:
1910, Weidende Pferde I:
Pferde auf der Weide:
Pferd in Landschaft:
1911, Weidende Pferde IV:
Blaues Pferd I:
Die großen blauen Pferde:
1912, Die kleinen gelben Pferde:
Grünes Pferd:
Springendes Pferd:
Blaues Pferdchen :
\
Rotes und Blaues Pferd:
1913, Turm der blauen Pferde:
Landschaft mit schwarzen Pferden:
Fabeltier II (Pferd):