brun_und_hilde (lana_ustinov) wrote,
brun_und_hilde
lana_ustinov

Categories:

Интервью с художником (2)

Продолжаем вчерашнее (начало: https://lana-ustinov.livejournal.com/1119779.html).
- Как ты относишься к абстрактным техникам?

Что ты имеешь в виду? Я однажды наткнулась на замечательную, с моей точки зрения, статью, которая популярно и доступно объясняет суть абстрактного направления в искусстве.

https://www.wonderzine.com/wonderzine/entertainment/art/223965-abstract-art

И полностью с автором статьи согласна — сейчас не всем художникам интересно рисовать «как раньше», все эти реалистичные портреты и пейзажи, тем более, что есть фотография, бурно развивается «цифровое» рисование, для которого, наверное, не нужно годами кропотливо учиться на гипсовых головах и натюрмортах. Абстракция — это совсем другое. О другом. Об отношениях между зрителем и художником, о диалоге, который или возникает — или нет. У меня лично такой диалог бывает нечасто — но бывает. С Герхардом Рихтером. Мондрианом. Вообще я очень упрощенно считаю: искусство то, что цепляет лично вот этого конкретного зрителя/потребителя/слушателя. Мы все устроены по-разному, хотя в глубине души этому не верим. Потому что как же так, вот мне же нравится, почему тебе-то нет?! И потом, есть картины/музыка/книги «для души», души твоей личной и неповторимой, а есть — «ну вот над диваном хотелось бы что-то яркое повесить, повеселее». Так же как «почитать, чтобы отвлечься». И одно не исключает другое.


- Ходишь ли ты в музеи современного искусства, оказываясь в новых для себя городах? Пойдешь ли на знаменитые "венецианские биеннале", н.пр. итп.?

Значит, под «абстрактным» ты имеешь в виду так наз. «совриск»? Он необъятен, конечно. Да, я хожу на Art Cologne регулярно, точнее — ходила, но вовсе не для того, чтобы падать в обморок и испытывать катарсис от соприкосновения с прекрасным. Там интересно посмотреть на публику, сравнить — что новенького по сравнению с прошлым годом, какие, извиняюсь, тренды в сезоне. Эпатаж никто не отменял, всем хочется, чтобы их заметили, расцеловали, отличили от остальных. Это игра, со своими правилами, гласными и негласными, а я не тот человек, который в них искушен и знает, поэтому, наверное, рассуждаю как дилетант. Этот вопрос тебе надо задавать зубрам и монстрам с именами, участникам всех этих бьеннале, а не мне. Кстати, недавно мне попалось на глаза интересное интервью с Ангелой Розенгарт, легендарной личностью, она же владелица и основательница Музея Розенгарт в Люцерне (вот ссылка сразу http://www.rosengart.ch/de/), женщина, которую так часто рисовал Пикассо. Так вот, она в этом интервью говорит о том, что почти перестала посещать все эти светские мероприятия, ибо современное искусство превратилось в коммерцию и большой бизнес, а от искусства как такового там очень мало осталось, процентов десять. Не нашла, к сожалению, ссылку на интервью, впрочем, оно на немецком.


Про «совриск», спасибо за термин, не знала:) - Но это уже следующий вопрос, другой! Под абстрактным подразумеваю классику 20-х, 60-х, того же Рихтера, Поллока, Твомбли, Ротко... Можешь чуть подробнее описать суть твоего с ними диалога?

Суть — не умею объяснить. Когда я иду по выставке калибра Art Cologne, например, и не отвлекаюсь на спутников и диалог, то из множества картин глаз выхватывает одну, издалека, и ты еще не знаешь — кто это, что там, но идешь посмотреть поближе, и потом это либо оказывается ничем особенным (редко), либо там что-то, что обращается лично к тебе. Будь это тема, цвет, ритм рисунка, линия, да что угодно — мне совершенно неважно, какой это -изм, какое направление и как зовут художника, просто либо эта картина/скульптура мне что-то говорит, либо нет. Из современных «гигантов» я люблю Хокни, наверно, просто потому, что довелось побывать на его огромной выставке в музее Людвига сколько-то лет назад. И еще забыла упомянуть — когда я говорю «диалог с картиной», я не имею в виду буквально некое сообщение словами со смыслом. Все на уровне эмоций и клеточного восприятия. Грубо говоря — штырит или нет.


- Интересуют ли тебя "новые веяния" этого «совриска», могут ли они что-то тебе дать, в творческом смысле, или с того момента, как наступил пост-модернизм, а наступил он давно, - это уже не имеет никакого значения?

Интересуют, но не настолько, чтобы я постоянно следила за тем, что там происходит в «мире большого искусства». Я очень плохо запоминаю имена, увы, но если однажды видела картину, то вспомню, что уже видела, особенно, если она произвела на меня впечатление (плохое или хорошее, неважно). Для меня поход в музей/на выставку — будь то современное искусство или классика — своего рода подпитка, подсоединение к источнику питания. Никогда не знаешь, где и чем торкнет. Поэтому я не могу сказать, что вот, мол, конец, все уже было, ребята, чего тут смотреть и тем более рисовать самой. Зачем. В творческом смысле — это как еда, когда ты сильно голоден, то в общем неважно, что попало тебе в рот, лишь бы было условно съедобным. А уж насытившись, можно перебирать — это ем, это не ем. Упрощенное сравнение, да, но для меня все — «пища для глаз», другое дело, что организм может потом что-то усвоить, что-то отторгнуть, что-то переварить и выдать обратно в несколько измененном, гм, виде :)


Веришь ли ты в случайность восхождения на "большой олимп" таких явлений как американская "бабушка Мозес", французская Серафина или украинская Мария Приймаченко, - этих божественных примитивистов, начавших "от печки" или с потолка? И вообще как к ним относишься? (я-то примитивистов нежно люблю, чтоб ты не заподозрила какого подвоха!))

- Какая разница, во что я верю или не верю (ни во что не верю, мне факты подавай) — не знаю, все в жизни может быть случайно, случайно ли мы знаем именно этих «божественных примитивистов» и не знаем, возможно, многих не менее божественных других? Неизвестно. Мне, во всяком случае.
Не знаю, как я к ним отношусь. В реальной жизни почти не видела, по изображениям в интернете сложно понять. Но я не люблю картины с большим количеством деталей и мелочей, а примитивисты они такие... подробные.


- "Бабушка Мозес" или этот народный фолк-арт и правда очень детализирован. Но Пиросмани? Или он уже не примитивист (а авангардист!))? Ладно...
Есть ли у тебя любимые техники или материалы?


Как сказал бы немец — jein. И да, и нет. Есть техники и материалы, которые я еще не освоила и не попробовала, в основном все те, для чего нужно время — то же масло, к примеру. Им быстренько на коленке не порисуешь, надо подготовиться, потом все убрать и вымыть — кисти, палитра, да еще растворитель нужен, под водой не сполоснешь на бегу. Если посмотреть на мое рабочее место в доме (это маленький столик и два старых кресла) — то там, в основном, акварель, карандаши, маркеры, тушь, акрил, масляная пастель, вода и кисточки. Рисую я в буквальном смысле на коленке, стола у меня нет. Точнее, есть, но он не для художеств.


- Как ты поступаешь со своими скетчбуками? Переходят ли персонажи на "большие картины" или большоей частью остаются в тетрадках?

- С «большими картинами» пока не очень у меня. Совсем недавно обрела мастерскую в подвале у свекрови, но тут начался локдаун и опять все наперекосяк. Но да, иногда я пересматриваю скетчбуки в поисках подходящих сюжетов и идей. А персонажи, подсмотренные в жизни, конечно, в скетчбуках и остаются.


- Тогда вернемся к малым. Что это за серия - карты таро?

Очередной мой начатый и пока отложенный в долгий ящик проект. Честно тебе скажу, я ничего не понимаю в таро/эзотерике и рисую карты вовсе не потому, что жажду внести свой вклад в дело их применения. Меня заинтересовала история и символика, захотелось нарисовать эти карты — я читаю о каждой, силюсь понять, как и почему, что означают все символы, цвета, и потихоньку их рисую. Дело движется, но очень медленно, в силу разных причин. У меня нет четкого плана, я просто читаю разные источники, осмысливаю — о чем это, и рисую, когда чувствую, что поняла, о чем та или иная карта. Добралась до Любовников, то есть всего сделано шесть штук, это очень мало. Но у меня ж опыт! Сколько уже сделано «серий», и эту сделаю. Вопрос, когда.


- Мне кажется, что такие карты много кто захочет иметь у себя дома на полке.
Расскажи в двух словах хотя бы, что ты делаешь сейчас и - если не суеверна - о "творческих планах"?!


Идей пока больше, чем возможностей для осуществления, увы. Хочется как-то упорядочить «несанкционированные» иллюстрации к «Сквозь зеркалам» Дабо (зачем-низачем), в мастерской стоит кое-что начатое, туда хочется хотя бы раз в неделю попадать, но пока дитя учится дома…. хотя и дома тоже стоит холст и укоризненно на меня смотрит. Сейчас у меня — как у многих — какой-то раздрай и неопределенность, а когда я в таком состоянии, то просто плыву по течению, экономлю силы. Много рисую ерунды в скетчбук, с натуры и без. Перед локдауном был у меня интересный заказ — рисовала заказчицу обнаженной, с натуры, не с фото ( я не люблю и всячески избегаю рисовать с фотографий), и это были незабываемые три часа. Чистый и беспримесный драйв. Было бы здорово делать такое на постоянной основе, когда снимут ограничения.


- Мне казалось, что художника как раз они - ограничения эти пресловутые - касаются меньше, чем музыкантов, танцовщиков, актеров... Может, у людей наоборот появилась потребность покупать, раз музеи закрыты? И, если абстрагироваться от быта (хотя прекрасно понимаю, что тебе гораздо труднее, чем кому бы то ни было, от него абстрагироваться, невозможно...), изменилось ли что-то лично для тебя за этот, из ряда вон выходящий год, в художественном смысле?

- На самом деле тоже коснулись, и еще как. Какая потребность покупать произведения, простите, искусства, когда у многих неизвестно — будет ли вообще работа, и насколько хватит сбережений, тем более в наших краях, где большинство простые работяги и фермеры? Никто не знает, что будет дальше, вот сегодня была в Кельне по делу — вымерший страшный центр, все витрины магазинов залеплены табличками «скидка 30-50-70%», половина закрыты, похоже, навсегда, а ведь всех этих владельцев мелких бизнесов и их работников надо как-то кормить кому-то, нет? Сначала базис, потом надстройка (сначала поесть, потом в кино). В художественном смысле лично для меня изменилось вот что: никаких выставок в реальном мире, пропали ежегодные «открытые мастерские», читай — нуль новых контактов/коллекционеров/продаж/идей/общения с коллегами по цеху. Галерист, который проявил интерес к одной моей картине, например, ждет снятия ограничений, чтобы приехать и посмотреть на нее живьем. Пока этого не случится — отношения с ним замерли и не развиваются, личный контакт не заменит ничто.
Онлайн — ну да, это как было, так и осталось, но — «все-таки не то»! Хотя, конечно, я не особо унываю, толку унывать. Улыбаемся и машем, что остается. Главное — чтобы все наши близкие и дальние любимые люди были здоровы, остальное можно пережить. Хаха, закончила навязшей в зубах банальностью, извини.


Банальность-банальностью, а остается актуальной как никогда.

Я бы и дальше болтала бы с Еленой без конца и края, да пора и честь знать. Время - ресурс ограниченный. Под конец две ссылки:
https://www.saatchiart.com/ploetz
https://www.elena-ploetz.net/works-on-paper/

Но не могу не поместить сюда "Алису"!


А Елене - удачи, успеха, много радости и спасибо за разговор!

АПД: Вчерашняя проблема с невидимыми картинками возобновилась, хотя на этот раз казалось бы - вариант безпроигрышный, - ИГ. Так вот, в очередной раз спрашиваю, заранее, - видно или нет?! Насколько понимаю, с компа видно, а вот с телефона - не очень...
Tags: #наулицезима, ЧП, жж, живопись, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments