brun_und_hilde (lana_ustinov) wrote,
brun_und_hilde
lana_ustinov

Categories:

Интервью с художником

Если бы не зимно-марафонское задание "сделайте интервью", не додумалась бы расспрашивать френдессу-подругу, да еще и публично, всем здесь хорошо известную hohkeppel. Думаю, не я тут одна, кто засматривается на ее картинки - то быстрым карандашным штрихом выхваченные прямо из реала, - случайные попутчики в электричке, соседи по столику в ресторане, прохожие на улицах, то странно-фантастические. А интересно ведь расспросить!


- С какого возраста ты начала рисовать?

Рисовать я начала в детстве, как и все нормальные люди, только нормальные люди потом из этого вырастают, а я вот подзастряла. Когда мне было лет десять, я увидела объявление про набор в художку, пошла и сдала вступительные экзамены. И ходила туда целый учебный год или даже полтора, потому что помню летние пленэры. Самое счастливое время, которое я помню очень отчетливо — подруг, учителей, вылазки на дикую природу и в парк-зоопарк, экскурсии в музеи и на выставки, и тут можно плавно перейти к вопросу об учителях.


- Что можешь рассказать об учителях?

В художке мне они очень нравились — все. Руководила нашей группой Галина Евгеньевна (фамилию не помню, но годы спустя я ее нашла и даже имела глупость написать восторженное благодарственное письмо), живопись вел строгий мужчина Юрий Какойтович, историю искусств — прекрасная дама, Надежда Романовна, кажется, ее звали, все мои (на самом деле скудные) познания - от нее, во всяком случае — азы и основы, самые яркие впечатления. Она рассказывала и показывала слайды, и мы должны были молниеносно зарисовывать увиденное. Еще была скульптура, лепили из глины, это у меня все еще на повестке дня — когда-нибудь хочу снова попробовать лепить, или даже научиться ваять горшки, помню, что мне бесконечно нравилось вот это ощущение весомой мокрой глины в руках.


- Как относишься к академической школе?

Никак не отношусь! После того, как родители (мама настояла) вынули меня из художки, чтобы она не мешала и не отвлекала от «настоящего» - учебы в школе, естественно, «на отлично» и еще от меня требовалось закончить музыкальную школу, я ее и закончила. А художку — нет, и дальше рисование сошло на нет. Я, конечно, сама себе и дальше рисовала, но как-то быстро началась «взрослая» жизнь. Закончила иняз, рисовала и дальше, исключительно «на полях». И прошло немало лет, прежде чем я разрешила себе рисовать снова — и начала учиться заново, уже здесь, в Германии, в 31 год. Нашла курс местной художницы там, где я тогда жила, Pia Posske-Michel, подружилась с ней так, что она разрешила мне приходить рисовать в ее мастерскую. Выставилась впервые в качестве участницы ее курсов, потом вместе с ней, потом одна. Ходила на рисование обнаженной натуры при местном музее, моя «пламенная страсть», там познакомилась с руководителем курса, художником Bernd Kitzel, через него я несколько лет имела привилегию и счастье рисовать живых моделей при местной высшей школе текстиля и дизайна, как "гость" педагогов этой школы. И так прошло примерно двадцать лет. Все рисую и рисую, параллельно «нормальной» жизни работающей мамы троих детей. Возможно, если бы мне довелось получить академическое или хоть какое-нибудь профессиональное образование, все бы сложилось иначе — как знать? Хронический недостаток времени вынудил научиться работать быстро — молниеносные наброски с натуры, быстрые зарисовки, отсюда моя вечная проблема — я не умею работать медленно и тщательно, ненавижу (и не вижу) детали, быстро теряю интерес и терпение. Это меня саму очень злит, но утешаю себя тем, что когда-нибудь, возможно, научусь работать основательнее.


- Есть ли у тебя "маяки"? "ориентиры"? В первую очередь из ныне здравствующих художников, но можно и из предыдущих.

Сложный вопрос. Сейчас есть модный термин «насмотренность». Я выросла в семье, где покупалось (или «доставалось») множество альбомов и книг «по искусству», и я часами их листала. Босх, Тициан — оттуда я просто срисовывала понравившиеся картинки. Подростком открыла для себя импрессионистов — хотя по-настоящему увидела и оценила их гораздо позже, увидев «живьем» в Музее Орсе. Еще дома были книжки с прекрасными иллюстрациями самых разных художников. А Надя Рушева? Я одно время просто «болела» ее рисунками. Плакала над ее судьбой, такой короткой жизнью. Она и осталась для меня лучшей, недостижимой, художница, которая всего одной линией могла сказать так много! И уже потом — Матисс. Еще мне очень нравятся японские гравюры, рисунки знаменитых кутюрье — Лагерфельд, Сен-Лоран (особенно его рисунки для сцены и театра). Ныне здравствующие — я даже не знаю, их так много здравствует (и дай бог, и пускай), всех не перечилишь и не пересмотришь. Проще сказать, что я лично, например, не люблю «чрезмерно красивое», слащавое, фотореализм и гипер-реализм — уважаю, но не люблю, не мое. Когда-то давно тоже пыталась, и получалось, но быстро поняла, что мне это безумно скучно — копировать «как на фото», там более я очень близорука и искренне не вижу мельчайших подробностей.


-Можно ли говорить об актуальной ситуации, возьмем конкретно, действующих сегодня художников, н.пр. в Кельне?

Я не вхожа в мир «большого искусства», уровня Art Cologne, поэтому могу сказать только о своих приятелях-художниках из моего узкого круга общения. Насколько я знаю, есть два пути. Либо ты учишься в хорошем известном заведении, вроде Дюссельдорфской Академии, и твой путь более-менее предопределен — в зависимости от везения, способностей и связей, можно быть замеченным крупными галереями, участвовать в конкурсах и выигрывать гранты и стипендии, нарабатывать имя, или, если не так уж везет со всем этим, зарабатывать учителем рисования/иллюстратором/дизайнером и тд. Если же не учился или учился в частном порядке/на курсах/самостоятельно — художником тоже можно стать, вот зарабатывать только этим трудно. Все местные художники, которых знаю я, либо имеют основную «нормальную» профессию, либо на пенсии, либо не испытывают материальных затруднений в принципе. Для них (нас) есть различные группы и объединения, как по техникам (акварелисты, например), так и по географии (в одном только Кельне целая куча различных групп и сообществ). Выставиться — дело нехитрое, в принципе, но надо знать где, когда, и в каком обществе, а также иметь на это бюджет. Одно время я была членом кельнской группы CrossArt International, берут туда по рекомендации двух членов, есть членские взносы, устраиваются выставки вскладчину, движуха. Но на самом деле это своего рода сетевой маркетинг — надо посещать все мероприятия, постоянно и качественнно общаться, чтобы тебя «выбирали» для выставок в стратегически важных местах, а не в галереях на задворках, куда приходят только «друзья и знакомые кролика». И платить членские взносы, естественно. Есть и плюс — при участии в таких группах нарабатываются связи, на выставки в даже непрестижные и мало кому известные галереи иногда забредают серьезные коллекционеры (мне однажды повезло), и вообще — опыт, опыт. А впрочем, это только мой опыт, а у других, может, совсем по-другому!



- Как ты прокомментируешь факт, что мы живем в совершенно новую эпоху с т. зр. коммуникации. Ведь еще лет с 25 тому назад не было (или почти не было) таких возможностей как сейчас: художник практически имеет возможность быть независимым от галеристов, может - если хочет, конечно, - сам себя "маркетировать", напрямую связываться с покупателем (т.е. наоборот - покупатель может напрямую обратиться к художнику), не значит ли это, что старые структуры если и не отмирают полностью, то несколько оттесняются с переводых рубежей. Как ты чувствуешь себя в этом онлайн-мире безграничных возможностей?

- Как ты знаешь, я — вполне себе коммуникационно-отсталый динозавр. Да, я умею кое-как пользоваться компьютером и смартфоном, у меня есть свой самодельный сайт, сделанный по принципу «собери лего», и я регулярно торчу в соцсетях, хотя это время можно и нужно было бы отдавать эээ творчеству. И эти «современные средства комуникации», конечно, позволяют мне кое-что зарабатывать продажей непосредственно покупателю, минуя «барьеры» в виде, например, галерей. Но тут получается такая штука: будучи недостаточно подкованной в деле сетевой рекламы, продвижения в поисковых системах и как это сейчас называется правильно? - я наверняка не умею (и, если честно, не хочу уметь) правильно вести «бизнес», то есть продавать себя как художника. Мне на это жалко времени и денег, ведь раз я не умею сама — то надо нанимать специалистов: делать такой сайт, который имеет трафик, а не три посетителя в месяц в хороший год, платить за то, чтобы твое имя мелькало и маячило, всплывало в гугле в первых страницах, навязчиво писать о себе (как я это сейчас делаю, да!) на всех возможных платформах. Второе: можно продавать картины напрямую, онлайн в том числе, но — важно знать, кто «твой» коллекционер/покупатель, и где этот «твой» коллекционер водится. Потому что другой путь — рисовать на заказ и в соответствии с указаниями заказчика — я лично нахожу чрезвычайно сложным. Ключевое слово «я», это особенность моей, гм, личности. Общаться с заказчиками так, чтобы заказчик остался доволен — это вообще другая профессия, как по мне. Я рисую. Рисую то, что в голове у меня, и оно может совсем не совпадать с тем, что, как кажется заказчику, он мне доступно объяснил. Поэтому пускай будет «барьер», пускай будут галереи и специально обученные люди, которые знают — какой коллекционер будет покупать какие картины и какого художника. Я продавала и через галереи, и напрямую, и мои ощущения — пусть это будет галерея, пусть они там общаются, пусть кто-то другой объясняет «что хотел сказать художник», а также его/ее «жизненный путь», а я лично лучше порисую пойду. Сейчас, конечно, галереи тоже многие работают «онлайн», и их колоссальное количество — опять же, много проходимцев, полно мошенников, есть «ловушки для художников», в которые я могла бы тоже попасть, но пока не попадала, ибо умею гуглить хорошо на трех языках. Чем солиднее и «престижнее» галерея, тем выше там цены, понятно, но — зато покупатель картины может быть уверен, что картина придет в целости-сохранности, что ее можно вернуть в течение гарантийного срока, а художник, в свою очередь, уверен, что ему заплатят, и не нужно бодаться с почтой, которая работает не всегда надежно. Особенно сейчас. Рассуждения мои, понятно, дилетантские, я вообще не говорю о большом-большом «современном искусстве», поскольку я вовсе не там!



- Вопрос заработка и творчества, насколько понимаю, сходным образом соотносится и в других областях. Все композиторы как один сегодня стараются преподавать, если не в высших школах музыки, то хотя бы в общеобразовательных (предмет "музыку"). Не развязывает ли тебе руки этот факт, что раз ты не привязана к рынку, к его обстоятельствам и обязательствам, значит - можешь делать все что ты хочешь или - хочешь именно ты (а не абстрактный или конкретный заказчик)?

Да, руки у меня замечательно развязаны тем, что я всегда зарабатывала и другими своими умениями, параллельно. Это палка о двух концах, на самом деле, ибо да, я свободна рисовать что хочу, как хочу и когда хочу, счастье любого художника, но для этого у меня весьма мало времени, ибо надо зарабатывать деньги в другом месте, не сидеть же на шее у общества и семьи. С другой стороны, если бы меня сильно приперло и я не умела бы делать ничего другого, кроме как рисовать, я бы, наверное, гораздо больше рисовала — и под заказ, и через нехочу, и все подряд, лишь бы заработать хоть как-то хоть что-то, что, возможно, сделало бы из меня «более лучшего» художника. Сложно сказать! На самом деле я часто чувствую себя счастливой и везучей — не потому, что я успешна как художник, а потому, что мне повезло вообще иметь возможность рисовать и даже показывать нарисованное. Меня от процесса прет, не от результата. У меня бывают безумные идеи и проекты, совершенно некоммерческие, как, например, если кто помнит, «рассказы по картинкам» в ЖЖ, или «Очередь в туалет», или «Портрет по юзернейму», ни один тиз них не принес мне денег и славы, но боже мой, сколько было веселья и радости в процессе! Вот — могла себе позволить!



Гораздо больше можно посмотреть здесь: https://www.facebook.com/elena.plotz, https://www.instagram.com/hohkeppel_ploetz/?utm_source=ig_embed, в жж https://hohkeppel.livejournal.com/, а также на сайте: https://www.elena-ploetz.net/

Продолжение: https://lana-ustinov.livejournal.com/1120925.html
Tags: #наулицезима, жж, живопись, художники
Subscribe

  • Нежным цветом

    Во вчерашнем задании про "зеленые насаждения" сознательно исключила все цветение, а не это ли самое главное (красивое и быстротечное)…

  • Картинка дня и языковое

    1. Вообще-то у нас светит солнце и прогноз неплохой, так что весь день провожу в саду. Но фотографии хочется запостить эти. Никак не могу…

  • Раз в году

    Ко Дню рождения kseniapo! Еще утром никаких идей (кроме "выставки" картин с цветами любимых художников) у меня не было, к обеду…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments

  • Нежным цветом

    Во вчерашнем задании про "зеленые насаждения" сознательно исключила все цветение, а не это ли самое главное (красивое и быстротечное)…

  • Картинка дня и языковое

    1. Вообще-то у нас светит солнце и прогноз неплохой, так что весь день провожу в саду. Но фотографии хочется запостить эти. Никак не могу…

  • Раз в году

    Ко Дню рождения kseniapo! Еще утром никаких идей (кроме "выставки" картин с цветами любимых художников) у меня не было, к обеду…