К сожалению, герой, превращенный в миф, или того хуже - в комплекс, как человек уже не воспринимается, - в отличие от "Вещего Олега". Пушкина всерьез занимало это "и от судеб защиты нет".

Следующий, в моем списке, хорошо "приложенных" судьбой, - Хомо Фабер, эдипов комплекс наоборот. Случайно встретить дочь, чтобы
Дальше - "Сто лет одиночества", хотя это уже не столько о судьбе, сколько об одиночестве.
По убывающей - Кольцо нибелунга, Макбет, и что-то... ничего больше не приходит в голову. Разве что это (кстати, хор Стравинского появился раньше, 8 лет, конечно, для истории - не срок, но все-таки):
O, Фортуна,
словно луна
ты изменчива,
всегда создавая
или уничтожая;
ты нарушаешь движение жизни,
то угнетаешь,
то возносишь,
и разум не в силах постичь тебя;
что бедность,
что власть —
всё зыбко, подобно льду.
Судьба чудовищна
и пуста,
уже с рождения запущено колесо
невзгод и болезней,
благосостояние тщетно
и не приводит ни к чему,
судьба следует по пятам
тайно и неусыпно
за каждым, как чума;
но не задумываясь
я поворачиваюсь незащищённой спиной
к твоему злу.
И в здоровье,
и в делах
судьба всегда против меня,
потрясая
и разрушая,
всегда ожидая своего часа.
В этот час,
не давая опомниться,
зазвенят страшные струны;
ими опутан
и сжат каждый,
и каждый плачет со мной!
(перевод отсюда: https://translatedlyrics.ru/carl_orff/o_fortuna.html; картинки из википедии)
Кто помнит, где еще судьба - главное действующее лицо?
